«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», – сказал мудрый Лис Маленькому принцу. Юрий Маслов знает слова Антуана де Сент-Экзюпери с детства. Впитал с молоком матери, которая воспитала сына на примере своего отца – фенолога-любителя, состоявшего в переписке с академиком Кайгородовым. Бывая по делам в Санкт-Петербурге, внук не теряет надежды отыскать в архиве учёного письма деда, умершего в 1932 году в архангельской ссылке.
– В семье у нас все – художники. У сестры – диплом профессионала. Я тоже рисую. Но по этой стезе не пошёл, – говорит Юрий. – Поступил на биофак Ярославского университета имени Демидова. Там теперь и преподаю по совместительству научную журналистику.
Биофак Маслов не окончил. Творческая жилка привела его на экспериментальную кафедру Московского института культуры. К создателю и художественному руководителю кафедры режиссёру Григорию Рошалю. Ученица советского киноклассика Ефима Дзигана Ася Боярская подбирала талантливых преподавателей.
– Сценарное мастерство вёл Игорь Шевцов – автор сценариев фильмов «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», – вспоминает бывший студент. – Делились опытом Игорь Болгарин – один из создателей «Адъютанта его превосходительства», известный кинодокументалист Юрий Марьямов. Все, не сговариваясь, укрепили во мне уверенность в том, что могу заниматься писательским ремеслом.
До сочинения книг было далеко. Разностороннюю масловскую натуру обуяла к тому времени одна, но пламенная страсть – мультипликация. Началось всё с посещения Юриным классом ярославской студии «Юность», вёл которую известный в городе человек – Рэм Юстинов, одержимый идеей снять анимационный фильм. Частоты, на которых работали души и сердца руководителя «Юности» и оформителя школьной стенгазеты, мгновенно совпали.
– Там мне «крышу» и снесло, – смеётся Маслов. – Благодарю судьбу, подарившую встречи с Валентином Караваевым – «отцом» известного мальчишкам и девчонкам, а также их родителям блудного попугая. Вместе с Юрием Норштейном Караваев творил в «домике для гениев» на Каляевской улице Москвы, неподалёку от «Союзмультфильма». Можно было время от времени наблюдать за «колдовством» мастеров.
Экспериментальный характер студии Рошаля не исключал занятий мультипликацией. Результатом поисков начинающего ярославского аниматора стали не только сценарии мультипликационных фильмов, но и сами картины. На третьем курсе закончил первую – на основе рисунков фломастерами. Дипломную работу делал на студии «Юность» – в технике «перекладки». Так выполнен «Ёжик в тумане» Норштейна. Знаковой для Юрия стала работа «Земля», созданная в мастерской «Чайка» Ярославского шинного завода и удостоенная серебряной медали на одном из фестивалей анимационного кино в Польше.
– Из чрева Земли, лежавшей на спинах трёх слонов, медленно росло дерево, – вспоминает автор свой метафоричный сюжет. – Каждая набухавшая почка рождала по животному. Плодом последней, лопнувшей на самой высокой ветке, стал человек. Выбрался на свет, огляделся, отломил сук для рогатки и расстрелял всё живое вишнёвыми косточками. Падая в пустоту, незадачливый герой вдребезги разбился об экран.
Так в творчестве Юрия соединились любовь к природе и приверженность искусству мультипликации. Литература казалась «соусом». Особенно повлиял на Маслова стиль миниатюр юмориста и сказочника Феликса Кривина. Пробовал создать на его основе сценарий для анимации. Текст вышел симпатичным. Но всё рассыпалось при экранизации. Из-за невозможности подменить картинками образы, созданные словом.
На переднем плане литература оказалась для ярославского автора из-за банальной борьбы с жизненными обстоятельствами. Познания в мультипликации остались невостребованными на областном телевидении. Но через некоторое время Юрий пришёл туда как автор, режиссёр и ведущий программы «Экосистема».
– Счастлив, что так случилось, – убеждён он. – Семь лет работы в «Экосистеме» подарили встречи с замечательными людьми: опытными биологами, охотоведами и лесниками. Большинство – потрясающие рассказчики. Общение в экспедициях помогло отточить форму и содержание сказок.
Совершенствовать мастерство Маслову удавалось не только благодаря телевизионному профессионализму. Ещё раньше его опыты со словом заметили в клубе сатиры и юмора при областной молодёжной газете «Юность». Литературные четверги под крылом их организатора Михаила Китайнера помогли начинающему автору опубликоваться в областных и центральных газетах, выступать перед ярославской публикой. В перестроечные времена из-под его пера вышла написанная для взрослых «Сказка про работу». А первая детская сказка о насекомых «Шестеро в консервной банке» родилась как цикл писем для дочки, да так и осталась неизданной. Не жаловал в те времена необычный жанр один из местных литературных генералов.
«Сказки Чудного леса», принёсшие Маслову звание лауреата двух литературных конкурсов, пришли к нему потому, что не простаивала душа автора. Пришли в образах главных героев: мальчиков и девочки – рыжего луговика Лунька, белоголового моховика Мошки и водявочки Кувшинки, младшей дочери Водяного. Чутков, как назвал их автор, – маленьких, совсем чуточных, но очень чутких к окружающему миру мифических существ, напоминающих известных героев русского деревенского фольклора.
– Увидел» их буквально под кустом, в одном из городских парков, – шутит писатель. – Сразу понял, в руки дался материал, которого, пожалуй, не было в отечественной детской литературе. Первый вариант завершил в три месяца. До конкурсного оставалось около десяти лет. После закрытия телепрограммы пришлось зарабатывать на жизнь трудом преподавателя кинодраматургии в одной из детских студий Ярославля. Писал урывками. Текст вырос из отдельных историй в роман, затем обрёл форму сюжетной повести с приложением в виде сказок от лица героев книги.
Стиль мышления режиссёра-мультипликатора оказался удивительно схожим со способом познания действительности добрым и умным детским писателем-сказочником.
«Чудный лес», придуманный писателем Юрием Масловым, – не только отражение увиденного где-то в Дарвинском заповеднике или национальном парке «Плещеево озеро». Это – страна детства. Сам автор провёл его в ярославских и вологодских лесах, в деревне Образцово на речке Обноре. Живые образцовские впечатления неразрывно переплелись с книжными реалиями из произведений Владислава Крапивина, зарубежного писателя Сат-Ока, сына польской революционерки и индейского вождя из Канады, со скандинавскими легендами и мифами о викингах. Клинки, шлемы, щиты, ладьи из подручных материалов состояли «на вооружении» Юры и его друзей.
«Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал – что почём, Значит, нужные книги ты в детстве читал!» – строки Владимира Высоцкого и сегодня – камертон масловского отношения к критериям качества литературы для подрастающего поколения.
В число участников московского конкурса «Золотое перо Руси» в разных номинациях вошли такие известные российские литераторы, как Михаил Яснов и Лев Аннинский. Кстати, в своё время в номинации «Сказка» победителем был назван Сергей Лукьяненко, автор «Дозоров».
Юрий относится к конкурсам как к верному способу привлечь внимание издателей.
– Серьёзная детская литература представлена сегодня в основном старыми классическими именами. Но классики порой пылятся на полках. Не по причине низкого качества, а из-за того, что они в избытке присутствуют в домашних и публичных библиотеках. Свежая детская литература может прийти к читателю через такие конкурсы. Как масштабные: имени Алексея Толстого, Владислава Крапивина или «Заветную мечту» Эдуарда Успенского – так и региональные. Если администрация маленького Ишима регулярно проводит встречи, освящённые творчеством Ершова, то почему бы ярославским властям не задуматься, скажем, о национальном конкурсе детской поэзии имени Николая Некрасова?
Лелеет Юрий надежду на то, что когда-нибудь в полную силу заработает в нашей стране программа развития детской литературы. Бюджет государства, по убеждению Маслова, в состоянии помочь решению проблемы. Для начала стоит организовать профильное издательство, продукция которого направлялась бы исключительно в библиотеки. В том числе – произведения победителей и лауреатов литературных конкурсов. Под контролем экспертов по детской литературе.
В его творческих планах – воспоминания о работе на телевидении, которые станут подарком для друзей к юбилею программы «Экосистема». И – главное дело последних пяти лет – роман о временах Ярослава Мудрого. Несмотря на взрослые страсти и коллизии, стиль будущего произведения рассчитан на современных подростков.
– Неправда, что они не любят читать! – убеждён литератор. – Интерес к истории взросления Гарри Поттера доказывает обратное. Идеи морали и долга, философия жизни вполне могут найти место и в жанре фэнтези, и в исторической прозе с элементами фольклора. А как это важно для одарённых мальчишек и девчонок! «Детей индиго» или, как говорят, – с аурой голубого цвета. У них у всех – проблемы. И одним из способов решения этих проблем должна и может стать хорошая современная детская литература.
Главное – видеть сердцем. Показать тем, кого приручил магией творчества, прелесть этого волшебного качества. По достоинству оценённого не только жюри конкурсов в Москве и уральском Ишиме, но и самыми придирчивыми критиками книг Юрия Маслова – собственными детьми ярославского сказочника.