Впуть мы отправились ввосьмером: шесть студенток, аспирантка и профессор – все с исторического факультета Ярославского университета.
Под проливным дождём, которым нас встретил город, мы прошли первое боевое (после бессонной ночи) «крещение» Флоренцией, её пиццей и пастой, её историей и культурой. Флорентийское мороженое (его сортов не счесть) действительно оказалось удивительно вкусным («самым вкусным в мире» – утверждают путеводители), а горячие вафли, наполненные шоколадом, возбуждали аппетит и поднимали настроение. А ещё был сезон артишоков, которые подают варёными и едят, как картошку, с лимоном и оливковым маслом.
Флорентинцы смотрели дружелюбно, улыбались, никуда не спешили, внимательно слушали, приветливо объясняли дорогу и производили впечатление людей без проблем. Единственной их проблемой, как оказалось, была сама Флоренция – город-музей, с высочайшей концентрацией достопримечательностей, памятников, великих имён и величайших достижений человечества, с её узкими улочками, тесными площадями и историей в двадцать с половиной столетий (город был основан в 59 году до н. э.), породивший синдром, названный по имени французского писателя XIX века Ф. Стендаля.
Синдром Ф. Стендаля – психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений искусства (в музеях, картинных галереях). Сам писатель так описал свои ощущения во время визита во Флоренцию в 1817 году: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порождённые энергией страсти, после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным...» (См.: Ф. Стендаль «Рим, Неаполь, Флоренция»).
Атмосфера Флоренции неповторима. Её питают напоённые солнцем земли Тосканы, сады и виноградники, оливковые и цитрусовые рощи, розовые плантации. Зимой здесь цветут магнолии и мимозы, маргаритки и анемоны. Летом она превращается в настоящий «Citta dei Fiori» («город цветов»). Серый камень, главный строительный материал Флоренции, в лучах солнца меняет цвет, становясь то белым, то голубым, то розовым. Удивительные метаморфозы свойственны и самому городу.
Утром – трогательно маленькая и светлая, днём – неприступная и величественная, вечером – завораживающая и таинственная. Флоренция – многолика и разноязыка. Китайцев и японцев на её улицах явно больше, чем итальянцев. Иммигранты составляют 14 процентов жителей. Торговец-узбек (из Ташкента) любезно проводил нас до угла улицы, ведущей к музею «Академии», когда мы искали кратчайший путь. Весёлый сенегалец пытался рассмешить: ему показалось, что мы обрели излишнюю серьёзность. Чернокожий красавец – швейцар фешенебельной гостиницы погрозил нам пальцем, когда мы восторженно его рассматривали, намереваясь сфотографировать. В одном из кафе русско-украинские владельцы вкусно накормили нас, сделав большую скидку, потому что мы – студенты и русские. А в маленькой ювелирной мастерской совершенно бесплатно починили не ко времени сломавшееся золотое колечко.
Будничная и праздничная Флоренция сохраняла особую торжественность, может быть, благодаря уникальным церквям, похожим на свадебные торты (на снимке). Или благодаря интеллектуальной атмосфере, которую создают музеи (всех не перечислить), хотя есть в ней театры, концертные залы, консерватория, университет.
Город живёт именами художников и архитекторов, поэтов и философов. В их числе поэт Данте Алигьери (1265 – 1321); скульптор и архитектор Джотто (1276 – 1337); писатель и поэт Джованни Боккаччо (1313 – 1375), скульптор Донателло (1386 – 1466); художник Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи) (1445 – 1510); художник Пьетро ди Христофоро Вануччи Перуджино (ок. 1450 – 1523); путешественник Америго Веспуччи (1451 – 1512), по имени которого названа Америка; художник и мыслитель Леонардо да Винчи (1452 – 1519); поэт и философ Никколо Макиавелли (1469 – 1527); художник Рафаэль Санти (1473 – 1520); скульптор, художник и архитектор Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564); ювелир, скульптор и писатель Бенвенуто Челлини (1500 – 1571); художник, архитектор и историк Джорджо Вазари (1511 – 1574); учёный и философ Галилео Галилей (1564 – 1642); Карло Коллоди (1826 – 1890) – автор знаменитой сказки «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» и ещё сотни других людей, более или менее известных и оставивших след в мировой культуре и истории.
Во Флоренцию приезжали в поисках вдохновения. Здесь исцеляли дух и тело. Русские и немцы, англичане и французы, австрийцы и поляки – все так или иначе проходили испытание Флоренцией. Английская писательница и путешественница Фрэнсис Троллоп (1779 – 1863) прожила во Флоренции более двух десятилетий, найдя последнее пристанище на Английском кладбище города. Н. В. Гоголь написал во Флоренции первый том «Мёртвых душ» и повесть «Шинель». В 1868 – 1869 гг. Ф. М. Достоевский завершил здесь свой роман «Идиот», а П. И. Чайковский в 1890 гг. работал над оперой «Пиковая дама».
Имена вдохновлённых и очарованных иностранцев увековечены благодарными флорентинцами в названиях улиц и площадей. Благодаря участию в проекте фонда Ромуальдо дель Бианко мы познакомились с восхитительным городом, в котором, по подсчётам экспертов, находится 70 процентов европейских памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Один из них – церковь Санта Мария Новелла, где митрополит Московский Исидор (1436 – 1441) во главе русского посольства слушал ораторов, призывавших примирить православие с католицизмом.
Мы были рады вжиться, вчувствоваться в город, где люди, принадлежащие к разным этносам и культурам, ощущали себя одинаково комфортно. За неделю мы посетили больше двух десятков музеев (спасибо фонду Ромуальдо дель Бианко, организовавшему экскурсии – во многие музеи очереди выстраиваются с раннего утра, и пускают в них небольшими группами, человек по 10 – 15, а нас всюду ждали и пропускали без очереди) и ещё дворцы, церкви, галереи, где витал дух Медичи – едва ли не самой знаменитой в Европе семьи государственных и религиозных деятелей, покровителей наук и искусств, меценатов. К роду Медичи принадлежали Римские Папы (Лев Х, Пий IV, Климент VII и Лев XI), две королевы Франции (Екатерина и Мария Медичи). В XIII– XVIII вв. Медичи правили Флоренцией. С их именами связан период расцвета Флорентийской республики и герцогства Тосканского. Медичи способствовали развитию просвещения. Они покровительствовали университетам, были щедрыми меценатами, постоянными заказчиками и собирателями произведений искусства. Галерея Уффици – собрание выдающихся шедевров живописи и скульптуры – находилась в частном владении династии вплоть до XVIII в., пока Анна Мария Луиза Медичи не передала её в дар городу.
Традиции меценатства неразрывно связаны с историей Флоренции. Город хранит память о семействе Демидовых, что было нам особенно приятно. Красоты Флоренции покорили Никиту Акинфиевича Демидова (1724 – 1789), владельца уральских заводов, крупного промышленника, миллионера. В 1775 году, во время второй своей поездки на Апеннины, его сопровождал молодой талантливый скульптор Фёдор Иванович Шубин (1740 – 1805), «дабы с большей пользою рассмотреть памятники древности, временем сохранённые».
Сын Н. А. Демидова – Николай Никитич (1773 – 1828), появившийся на свет между двумя итальянскими путешествиями отца, – самый выдающийся русский флорентиец. Основатель «Демидовского высших наук училища» – Павел Григорьевич Демидов, чьё имя носит Ярославский государственный университет, приходился ему двоюродным братом. Представитель богатейшей фамилии, посланник России при Тосканском дворе, образованнейший человек, Н. Н. Демидов посвятил вторую половину жизни благотворительности. Он был избран почётным гражданином Флоренции, его именем названа площадь, выходящая на набережную реки Арно, в его честь установлен мраморный монумент работы Лоренцо Бартолини.
Вдоль набережной реки Арно на целый квартал вытянулось палаццо Серристори (в нём располагалась резиденция Николая Никитича; позднее дворцом владел брат Наполеона – Жозеф Бонапарт). В настоящее время в здании разместился «Институт Демидофф» (начальная школа и детский приют). Н. Н. Демидов основал во Флоренции художественный музей и картинную галерею, собрал произведения знаменитых художников, весьма ценные изваяния из мрамора и бронзы и массу разных редкостей. Он построил на свои средства дом призрения для престарелых и сирот, выделил на его содержание капитал, большие суммы жертвовал на храмы. Фасад церкви Санта Мария дель Фьоре в память о меценате украшен фамильным гербом Демидовых.
Сын Николая Никитича, Анатолий (1812 – 1870), приобрёл недалеко от Флоренции княжество Сан-Донато. Он подолгу жил в Италии, коллекционировал римскую и современную скульптуру. Ему во многом помогал исполнявший обязанности секретаря будущий художественный критик В. В. Стасов. После кончины Анатолия Николаевича всё имущество этой ветви Демидовых перешло к племяннику – Павлу Павловичу Демидову (1839 – 1885), который в 1872 году приобрёл поместье Пратолино. Виллу Пратолино построил Бернардо Буонталенти в 1568 – 1581 годах для Бьянки Капелло, возлюбленной герцога Франческо I Медичи. В 1872 году Павел Павлович Демидов с разрешения Александра II принял титул князя Сан-Донато. П. П. Демидов жертвовал значительные суммы на содержание столовых для бедных и ночлежек. Он и его жена Елена Петровна (в девичестве княжна Трубецкая) также были избраны почётными гражданами Флоренции (как, впрочем, и наши недавние современники Иосиф Бродский и Арсений Тарковский).
Накануне нашего отъезда на Флоренцию обрушился дождь. А мы отправились в горы, на «виллу Демидофф»: оставить её без внимания нам не позволила наша принадлежность к братству Демидовского университета. Там мы приобщились к красотам Тосканы, увидев её горы и долины, а также множество современных вилл – «Рублёвку» Флоренции.
А потом мы возвращались на Родину, туда, где традиции меценатства утрачены, и студенты должны благодарить за финансовую поддержку своего путешествия прежде всего родителей и администрацию университета, а также очарованных Россией иностранцев: Оксфордский Российский фонд, стипендиатами которого они являются как отличники, интенсивно занимающиеся научной работой, и фонд Ромуальдо дель Бьянко, осуществляющий почётную миссию активизации университетского туризма в рамках гуманитарных специальностей.
Гость | 23.09.2011 в 11:12 | ответить0
Стыдоба за последний абзац!
Рязанец | 25.09.2011 в 14:00 | ответить0
В Европе, кстати, не принято расписывать свои регалии, дабы оценивалась сама статья, а не прошлые заслуги Автора.Журналистика всеже отличается от исторической науки.Для доктора наук слабовато, для обычного путешественника заумно.