Получилось как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ни в детстве, ни позже его к птицам не тянуло. После службы в армии окончил Рыбинский лесохозяйственный техникум, работал на лесокомбинате, потом в лесхозе – сначала главным лесничим, затем целое десятилетие директором.
Но грянули реформы, и многие специалисты лесного хозяйства оказались невостребованными. Сельские лесхозы, которые были основным рабочим звеном в государственной системе охраны зелёного богатства страны, полностью сократили, передав их функции арендаторам леса. Это сейчас всем ясно, что рубанули по живому, а в ту пору реформаторам, принимавшим новый Лесной кодекс, казалось, будто всё пойдёт как по писаному и без главных хранителей леса.
Оставшись без работы, Леонид Петрович стал думать, чем ему заняться. Вспомнил, как ещё во время службы мечтал построить хороший дом, обзавестись собственным хозяйством. Бывало, друзья в курилку бегут, а он сядет в казарме за стол и рисует в тетрадке свою будущую усадьбу. Она непременно будет походить на постройки деда, раскулаченного во время коллективизации. Отец часто рассказывал Леониду, как рационально, по-хозяйски, было там всё устроено: и жильё, и помещения для скота и птицы.
– После ликвидации лесхоза друзья-егеря посоветовали мне создать ферму и заняться разведением охотничьих фазанов, – вспоминает бывший директор. – Мне эта идея показалась интересной. Вот, думаю, наконец-то сбудется давняя мечта.
Место для создания будущего хозяйства нашлось неподалёку от Тутаева, на территории бывшего пионерского лагеря «Солнечный». Лагерь для летнего отдыха ребятишек ликвидировали ещё раньше, в начале 90-х годов. За полтора десятка лет ни одной постройки не осталось, всё растащили по кирпичику и дощечке. Ничего удивительного – дачный-то посёлок рядышком! Но 7-гектарный участок здесь живописный: лес, заросший пруд с клёнами на берегу.
Так специалист лесного хозяйства в одночасье превратился в руководителя частного предприятия – ООО «Клён». Надёжных помощников ему искать не пришлось, немногочисленный костяк «фирмы-фермы» составили работники бывшего лесхоза. На территории пионерлагеря как грибы стали расти лёгкие постройки для птицы с выгулами-вольерами, брудерный цех для выращивания цыплят. Первую партию фазанов Прозуменщиков привёз из Твери, а когда удалось за счёт кредитных средств осилить покупку собственного инкубатора, птичье поголовье быстро увеличилось до полутора тысяч фазанов! С реализацией продукции у «Клёна» трудностей не было – тутаевскую птицу нарасхват брали охотничьи хозяйства Подмосковья.
– Не успели мы порадоваться, как грянул кризис, и сбыт словно обрезало, – переводит разговор на проблемные темы Леонид Петрович. – Пришлось думать над тем, как выживать дальше. Решили завести другую живность – кроликов. Они-то нас и выручили, спасли от полного разорения. А сейчас и спрос на охотничьих фазанов стал восстанавливаться, на будущий год рассчитываем полностью восстановить прежнее поголовье.
Кролики-спасители больших затрат не потребовали, клетки для их содержания бывшие лесники сделали из дешёвого горбыля. Зелёного корма на лесных полянах с весны до осени тоже достаточно. Зато с комбикормом беда – рост цен превышает все мыслимые пределы! Попробовали в «Клёне» и выращиванием цыплят-бройлеров заняться. Получилось: первую сотню реализовали на местном рынке удачно.
Дальше – больше. Решил Прозуменщиков попробовать разводить цесарок, они фазанам приходятся почти родственниками. Разница, пожалуй, лишь в названии, ведь мясо тех и других приравнивается к боровой дичи и ценится выше диетического. Цесарки, по словам директора «Клёна», птица царская, редкая трапеза государей без них обходилась. Вот и сейчас это мясо в особой цене за повышенное содержание питательных веществ и минимальный процент жирности. А про ценность яиц и говорить не приходится. Достаточно сказать, что их можно хранить целый год и они не утратят своей свежести! Почему? Во-первых, из-за настоящего кладезя сухих веществ, липидов, витамина А и других ингредиентов. Во-вторых, по причине высокой прочности скорлупы. Она в два раза толще, чем у куриных яиц! Попробуйте на Пасху сварить дар цесарки, и вы станете рекордсменом по разбиванию крашеных яиц и победите всех своих соперников в этой исконно русской забаве.
Сегодня маточное поголовье цесарок, которое содержится в вольере на территории бывшего пионерлагеря, достигло полутора сотен. Своим появлением это экзотическое стадо обязано Ярославскому зоопарку, где Прозуменщиков приобрёл первых «царских» петушков и самочек. В просторных вольерах зоопарка их развелось в переизбытке, ведь здесь они живут в условиях, приближённых к естественным, природным. Кстати, историческая родина этих птиц хоть и находится в Северной Африке, но они легко переносят не только жару, но и 50-градусные морозы.
А вот непредсказуемые условия современного российского продовольственного рынка, к сожалению, дают мало шансов развития таким небольшим производителям продукции, как ООО «Клён».
– Первую партию мяса цесарок мы будем готовить к продаже через месяц-два, но я не уверен, что с реализацией не будет каких-нибудь проблем, – откровенно признаётся Леонид Петрович.
Но оптимизма директор не теряет, наоборот, рад тому, что его птичье-кроличье хозяйство постепенно разрастается, увеличивается и численность работников. Нынче на помощь отцу пришла дочь Александра, студентка третьего курса Ярославской сельскохозяйственной академии. Два года Саша училась на очном отделении зооинженерного факультета, а нынче перешла на заочное. Леонид Петрович не возражал, даже порадовался решению дочери, которая стала его незаменимой помощницей, особенно в выращивании молодняка птицы. Цыплят буквально выхаживает, а на группах откорма проводит научные эксперименты. К примеру, поработав с такими прикормками, как биоженьшень и получив хорошие результаты, Прозуменщикова-младшая планирует повторить свой опыт с хлореллой – кормовыми зелёными водорослями.
С «подачи» дочери отец завёл на территории «Клёна» целый зоопарк: семейство декоративных фазанов, двух белок и двух енотов. Не столько для коммерческих целей, разумеется, сколько ради интереса, «для души».
– Каждой твари по паре, – смеётся хозяин фермы. – Еноты уже приносили потомство, аж десять щенят, их мы раздали охотничьим хозяйствам. Думаем завести ещё пару породистых лошадей, чтобы катать всех желающих.
Даже повседневные заботы о многочисленном поголовье не мешают бывшему директору лесхоза частично выполнять прежние обязанности – заниматься охраной лесов. Пару лет назад руководитель «Клёна» заключил договор о патрулировании зелёных массивов тутаевского правобережья. Благодаря усилиям профессионалов здесь не произошло ни одного пожара, даже в прошлогоднюю засуху удалось сохранить леса в целости и сохранности. Кроме того, Леонид Петрович два года решал вопрос, чтобы его предприятию дали в аренду пилораму и делянку для заготовки древесины, и нынче добился-таки своего. Сейчас в «Клёне» готовятся четыре
бригады профессиональных вальщиков и рубщиков, им за сезон предстоит заготовить больше двух тысяч кубометров древесины.
– Тогда сможем построить не только новые вольеры и клетки для содержания птицы и кроликов, но и современный дом охотников, – мечтает Прозуменщиков. – При нём обязательно откроем кафе, чтобы угощать посетителей деликатесной продукцией – мясом цесарок и фазанов.
nlv | 20.09.2011 в 14:49 | ответить0
мо-лод-цы!
Гость | 21.09.2011 в 02:37 | ответить0
Молодцы, ребята. Держитесь. Отличный пример, как надо работать.
Марина Морозова | 25.09.2011 в 23:24 | ответить0
Сергей, читаю Вас с удовольствием.