Все молодёжные объединения можно разделить на формальные и неформальные. К первым относят прежде всего те, которые прошли процедуры регистрации в учреждениях Министерства юстиции и, соответственно, стали официально зарегистрированными организациями. Они имеют устав, где чётко прописаны цели и задачи, и фиксированное членство. В департаменте по молодёжной политике, физической культуре и спорту рассказали, что в нашей области насчитывается 53 таких объединений.
К примеру, «Десантник», которым руководит ветеран чеченской войны Андрей Палачев. В него входят 219 подростков со всей области. С ребятами проводят занятия по патриотическому воспитанию, обучают основам рукопашного боя, сборке и разборке стрелкового оружия. Для всех мальчишек обязательным является посещение воинских частей. В мае этого года 40 воспитанников побывали в учебном центре ФСБ, где для них был организован пятидневный тренировочный лагерь.
Почти все воспитанники «Десантника» проходят службу в Воздушно-десантных войсках и войсках специального назначения. Многие участвовали в боевых действиях на территории Северного Кавказа и Южной Осетии.
– К нам приходят заниматься разные ребята: и так называемые трудные подростки, и просто те, кому страшно в этом мире выживать. Воспитываем. К примеру, в учебный центр ФСБ с нами ездил сын одного высокопоставленного человека. После лагеря я его лично в руки родителю передал. А через пару дней отец мальчика мне звонит: «Что ты с моим парнем сделал? Он тут начал по утрам кровать заправлять и стал очень дисциплинированным», – рассказывает Андрей Палачев.
Другая зарегистрированная молодёжная организация – Ярославское региональное отделение «Российского союза молодёжи». Сегодня в неё входят 150 юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет. Это школьники, студенты, работающая молодёжь. Одна из главных целей РСМ – всестороннее развитие личности молодого человека.
– На протяжении всего года мы реализуем множество различных проектов спортивной, творческой, интеллектуальной, патриотической направленности, – говорит заместитель председателя организации Ксения Дерябина.
Одним из таких проектов является «Студенческий сервисный отряд». Ребята помогают восстанавливать памятники архитектуры на территории нашей области: откапывают фундамент построек, вывозят мусор, штукатурят стены. Так, в Переславле активисты РСМ принимали участие в восстановлении Никитского мужского монастыря, а в селе Смоленском, что в Переславском районе, – усадьбы Свиньиных.
– На территории усадьбы есть храм. После пожара, который случился в 1995 году, в нём рухнули перекрытия. Мы разгребали все эти завалы, очищали от копоти стены, и только потом уже специалисты восстанавливали фрески, – говорит Ксения.
На протяжении пяти последних лет отряд работает в Некрасовском районе. Ребята помогают приводить в порядок храмы в четырёх сёлах.
Прошла процедуру регистрации в Минюсте «Ассоциация современного танца и перфоманса». Она объединяет 156 молодых людей, неравнодушных к современному искусству движения. Председатель совета молодёжной организации Наталья Скляр говорит, что одна из основных целей – раскрыть творческий потенциал молодёжи. Сегодня «Ассоциация» является одним из организаторов международного фестиваля «Искусство движения», который ежегодно проходит в Ярославле. В нём принимают участие профессиональные танцоры и хореографы из разных стран мира – США, Германии, Венгрии и, конечно, России.
Говоря об официально зарегистрированных молодёжных организациях, нельзя не рассказать и о том, что многие из них, в том числе и вышеназванные, тесно взаимодействуют с органами по делам молодёжи – большинство проектов и программ реализуются совместно. При этом государство оказывает молодёжным организациям не только финансовую поддержку, но ещё и информационную, и техническую.
Примеров такого взаимодействия немало. Несколько лет назад в области реализовывалась программа «Здоровье – мой выбор». Главная её задача заключалась в том, чтобы оградить подростков от табака, наркотиков и алкоголя. В рамках её были подготовлены волонтёры – члены сразу нескольких молодёжных организаций, которые должны были рассказывать сверстникам о пагубном влиянии вредных привычек.
Назовём ещё несколько самых крупных из зарегистрированных молодёжных организаций. Это «Союз студентов», «Союз пионерских организаций», «Единый молодёжный союз» и весьма громко уже о себе заявившая «Молодая гвардия «Единой России».
Если точное число зарегистрированных молодёжных организаций назвать можно, то сколько насчитывается неформальных объединений в Ярославской области, сказать никто не возьмётся. При этом к ним относят не только представителей субкультур (граффитчиков, готов и т. д.). Любую группу людей, которые объединились по интересам, уже можно назвать неформальным объединением. Естественно, о регистрации в Минюсте в таких случаях речи не идёт. Возрастных ограничений тоже никто не устанавливает, но, как правило, основу таких объединений составляет именно молодёжь.
Сегодня существует множество классификаций неформальных молодёжных объединений. Одна из них принадлежит профессору Петербургского государственного университета Владимиру Лисовскому. Автор подразделил подростковые формирования на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.
Представители первых стремятся быть полезными обществу. В Ярославле к таким можно, например, отнести молодых людей, организовавших приют для бездомных животных «Ковчег».
Асоциальные неформальные объединения – это молодёжные группы, интересы которых в основном направлены на творчество. Однако творчество это выбивается из общего контекста массовой культуры. К представителям асоциальных неформальных объединений можно отнести уже упомянутых граффитчиков, готов, а также виртуозов велосипедной езды – велотриалистов и боемиксеров. Конечно, этот список можно продолжить. Однако отдельно хочется поговорить о готах, которые своим имиджем шокируют некоторых жителей области.
Информацию о готах как о представителях субкультуры даёт интернет-энциклопедия «Википедия». Готическая субкультура зародилась в конце 70-х годов ХХ века. Сегодня точно неизвестно, кто впервые упомянул это словосочетание. Однако название возникло одновременно с появлением музыкального жанра готик-рок, поклонников которого и именовали готами. Музыкальными рамками готическая культура не ограничивается. Она распространяется и на моду, и на литературу, и на кинематограф.
За время существования имидж готов стал достаточно узнаваемым: преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с готической символикой (крест Анкх, глаз бога Ра, узоры готической направленности), тёмные волосы, иногда макияж.
– Моё увлечение готической культурой осознанно. Я не просто кукла в чёрном. Для меня готика – это попытка увидеть прекрасное в увядающем, увидеть смысл и красоту смерти. Готическая культура украшает жизнь своей индивидуальностью. Поэтому очень обидно, когда на улице в тебя тыкают пальцем и бормочут вслед что-то неприятное, – говорит представительница этой субкультуры из Углича, согласившаяся беседовать только при условии, что в публикации не будет упомянуто её имя.
Изначально девушка увлекалась демонологией (учением о злых духах), но со временем область её интересов расширилась, и она обратила внимание на готическую культуру.
– На моё увлечение готикой повлияли произведения Достоевского и Хайяма, а также труды некоторых философов, из которых ясно, что все мы стремимся к смерти, – продолжает она.
Дальше собеседница рассказывает о повседневной жизни готов:
– Мы встречаемся в основном на рок-концертах. А в повседневной жизни, как и все, учимся и работаем. Я, к примеру, работаю в школе, а моя подруга, которая тоже гот, трудится осветителем в драмтеатре. Конечно, определённый дресс-код на работе присутствует. Тут уж выразить свою индивидуальность можно только лёгкими деталями: кольцами, серьгами, яркой брошью или тёмным цветом одежды с белыми манжетами.
Антисоциальным неформальным объединениям в исследовании Владимира Лисовского посвящена отдельная глава, из которой ясно, что это криминальные, агрессивно-националистические группы. Они представляют социальную опасность.
Один из представителей националистической организации – ярославского дивизиона «Русского образа» Артём Фролов согласился на разговор.
– Мы отличаемся от агрессивно настроенных националистов, так как не признаём насильственных мер, а стараемся донести наши идеи законно и легально, – начал беседу Артём.
– Например?
– В основном путём общения через Интернет или вживую.
– То есть никаких противозаконных действий вы не совершаете?
– В прошлом году со стороны организации никаких правонарушений зафиксировано не было. В этом году нас пытались привлечь к административной ответственности за проведение акции в память убитого в Москве фаната «Спартака» Егора Свиридова. Однако вину нашу не доказали... Сегодня большинство людей преувеличивают угрозу национализма. В обществе есть определённый стереотип: националист – это лысый человек, который вскидывает руку и убивает людей другой национальности.
Поинтересовался я у Артёма и об истории, с которой начинается этот материал. Однако молодой человек отрицал, что подобную акцию провели представители «Русского образа».