«Находясь в плену с 10 августа 1914 года и будучи ранен в спину и в левую руку, покорнейше прошу Министерство юстиции оказать мне посильную помощь как бывшему чиновнику Ярославского окружного суда. Заранее принося благодарность Министерству юстиции, я надеюсь, что оно к празднику Святой Пасхи осчастливит меня своим вниманием. Бывший чиновник Ярославского окружного суда пленный Шалаев».
Товарищи откликнулись на просьбу сослуживца и направили ему через комитет по оказанию помощи военнопленным 25 рублей.
В это же время в Ярославский окружной суд прибывали судьи из губерний, занятых немецкими войсками. О том, в каком бедственном положении они находились, красноречиво свидетельствует следующий документ. Это письмо в Министерство юстиции бывшего в те годы председателем суда А. В. Бакланова, в котором тот ходатайствует о прибывшем члене Гродненского окружного суда А. И. Сахновском: «Многочисленная семья гна Сахновского, состоящая из жены и малолетних детей, которые всю зиму болели вследствие крайне неблагоприятных условий в отношении квартиры и пищевых продуктов, цены на которые достигли непомерной высоты, … находится в тяжелейшем материальном положении. Не располагая средствами, член суда Сахновский поместился в такой квартире, которая пустовала до него за полною непригодностью проживания. Такие условия жизни имели своим последствием, что его маленький ребенок умер».
И все же, несмотря на житейские трудности, судьи и чиновники Ярославского окружного суда не оставляли без внимания прошения о пожертвованиях на подарки воинам.
«Прошу принять от лица нижних чинов 321го пехотного ОКСКАГО полка искреннюю благодарность за щедрые подарки от Ярославского окружного суда. Уже второй раз ваша отзывчивость и внимание доставляет радость нашим солдатам, получившим вещи: табак, спички, письменные принадлежности и проч., служат лучшим залогом тесной связи армии с дорогой родиной, которую мы призваны защищать в тяжкую годину».
Письмо было получено в мае 1916 года от командира полка из действующей армии.
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Прогремевшие октябрьские события 1917 года не смогли внести сумятицу в судейские ряды Ярославской губернии. Окружной суд и другие суды продолжали свою деятельность, но недолго.
Одним из первых правовых актов новой власти стал декрет Совета Народных Комиссаров «О суде» от 24 ноября 1917 года, которым упразднялась дореволюционная судебная система. В Ярославле начали действовать пять камер народных судов.
«Наконецто открылась первая камера народного суда, – писали в «Северном рабочем». – Разница со старыми монархическими судами колоссальная. Перед началом первого заседания избранный местным Советом народный судья в кратких, но ясных словах объяснил значение народного суда, прочитав и разъяснив декреты, после чего временно избранные заседатели из числа рабочих фабрики были ознакомлены с положением о заседаниях и их обязанностями...».
В дни вспыхнувшего в Ярославле мятежа 1918 года Совет народных судей был переведен под прикрытие рабочих Ярославской Большой мануфактуры и разместился на квартире председателя Совета народных судей Державина.
Пройдет почти сто лет, но и в начале XXI века сотрудники прокуратуры будут продолжать рассматривать дела бывших участников белогвардейского восстания – «перхуровцев», как их называли тогда по имени начальника штаба восстания полковника Перхурова. Многие из осужденных будут реабилитированы.
В 20е годы сформировался новый судейский корпус. Критерий отбора служителей Фемиды был один – поддерживает ли кандидат советскую власть. Таким образом, к 1923 году из работающих судей лишь один имел высшее юридическое образование, 15 прошли подготовку на областных юридических курсах, 24 судьи ограничились посещением полуторамесячных курсов в губсуде, а 21 вовсе не имели какойлибо судебной или юридической подготовки.
А работы было невпроворот. Колоссальное число людей различных званий и сословий привлекались в эти годы к уголовной ответственности. В 1924 году районными народными судами Ярославской губернии было осуждено 19610 человек. В первом полугодии 1925 года народные суды губернии приняли уже 12295 исков.
«ВЫБЫВАЮ В РЯДЫ КА»
К 1940 году в связи с преобразованиями штат Ярославского областного суда сократился с 92 до 60 человек, число судей уменьшилось с 33 до 20, а затем и до 15.
Великая Отечественная война забрала и поставила под ружье почти всех мужчин Ярославского областного суда, в том числе и председателя. «Выбываю в ряды РККА – Коротаев (председатель Ярославского областного суда). Временное исполнение своих обязанностей передаю своему заместителю тов. Ясникову» (приказ № 46 от 23 июня 1941 г.).
1942 год – начало 1943го самые тяжелые. Изза отсутствия дров отапливали лишь одну комнату в суде, куда все и приходили отогреваться. Руководство смогло раздобыть для посева 6 килограммов глазков картофеля, немного семян моркови и лука. Все сотрудники суда трудились на оборонных работах, выезжали для разгрузки дров на Которосль, стирали и ремонтировали белье военнослужащим.
Война закончилась, люди возвращались с фронта, жизнь налаживалась. Но работникам суда попрежнему приходилось трудиться в нечеловеческих условиях. В здании дома № 8 по ул. Крестьянской, где находились народные суды участков Кировского района г. Ярославля, балки перекрытия над помещениями полностью сгнили и грозили обрушением. Здание, в котором на первом этаже сохранился рыбный склад, было настолько ветхим, а запах рыбы настолько сильным, что работать в нем считалось подвигом. Если на улице шел дождь, то вода капала на головы присутствующих, дела в шкафах и столах намокали, приходя в полную негодность. Лишь к началу 50х годов большую часть помещений судов смогли привести в подобающее состояние.
А 28 марта 1958 года состоялись первые выборы состава Ярославского областного суда. Председателем стал Молодяков Анатолий Иванович, а в 1962 году его сменил Федоренко Константин Петрович. Он был человеком, привлекавшим к себе внимание с первого взгляда. Высокого роста, с правильными, волевыми чертами лица, внимательным требовательным взглядом – одним своим видом он высоко поднимал планку статуса судьи.
Его заместитель – Ширшов Михаил Андреевич пришел на смену своему коллеге и другу, после того как Константин Петрович был назначен прокурором Ярославской области.
Обстоятельный, вдумчивый Михаил Андреевич прошел всю войну. Приплюсовав к своему возрасту один год, он поступил в танковое училище и уже с 1942 года воевал в разведроте танкового полка. Был тяжело ранен в грудь под Сталинградом, чуть не погиб при штурме Берлина. Демобилизовался в ноябре 1945 года – из госпиталя, где ему чудом сумели сохранить ногу.
НОВОЕ ВРЕМЯ
В 60х годах значительно повысилась культура работы судебных органов. Большую роль в этом сыграл профсоюзный комитет суда.
Комиссию профкома по работе с детьми в 1968 году возглавляла судья Ярославского областного суда Дворецкая Е. П., а культурномассовую – консультант Белова Г. С., которая впоследствии возглавила Фрунзенский районный народный суд г. Ярославля. Больше тридцати лет они проработали на судебном поприще. 13 апреля 1983 года Генриетте Сергеевне Беловой указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание «Заслуженный юрист РСФСР».
Показатели работы областного суда в 70е годы превышали среднероссийские. В 1972 году 94,3 процента приговоров, вынесенных Ярославским областным судом, были оставлены без изменений. С начала семидесятых до конца восьмидесятых годов судебные коллегии по уголовным и гражданским делам в Ярославском областном суде возглавляли Логинов Сергей Сергеевич и Фаустов Николай Егорович.
В начале восьмидесятых председателем областного суда стал Бурмистров Олег Васильевич, широко эрудированный, профессионально грамотный человек.
На рубеже 90х годов указом Президента РФ председателем Ярославского областного суда был назначен Владимир Николаевич Ананьев, который вошел в число первых членов Совета судей Российской Федерации. Распоряжением Президента РФ от 4 января 1995 года он был назначен официальным представителем президента при рассмотрении в Федеральном собрании проекта федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
На сегодняшний день Ярославский областной суд – это высокопрофессиональный сплоченный коллектив, каждый член которого каждодневно, опираясь на закон, защищает высшие блага, дарованные человеку, – жизнь, честь, достоинство.