Имало кто знает, что весной 1945 года было это место центром оживлённой колхозной стройки. Ещё шла война. 8 февраля 1945 года вышло постановление Совнаркома Союза ССР о развитии сельской электрификации. В колхозах области развернулось строительство ГЭС на малых реках. За май – июнь в ярославских местах было сооружено 10 электростанций общей мощностью 250 кВт. Это колхозы «Красный перевал», «Путь Ленина», имени Калинина, «Ленинский завет» – в Борисоглебском районе, «Верный путь» – в Середском, «Новая Кештома» – в Пошехонском районе, «Искра» и «Рассвет» – в Курбском, имени Ворошилова – в Некрасовском, имени Некрасова – в Ярославском. Кроме того, от сетей «Ярэнерго» были электрифицированы 16 колхозов.
Середская районная газета «Голос колхозника» регулярно писала тогда о ходе сооружения ГЭС на реке Касть. Рассказывалось, что базой для неё будет служить колхозная мельница. Проектная мощность ГЭС – 40 кВт, но поскольку, мол, сейчас такие турбины не выпускаются, будут установлены турбины и генератор в 25 кВт. ГЭС поможет электрифицировать райцентр, дома колхозников, конюшни, даст возможность использовать электричество для молотьбы, распиловки леса.
Строительство проводится в три очереди. Первая, писала газета, будет пущена 20 мая 1945 года и даст электричество в село Середа. 1 июля смогут быть освещены деревни Хотеново и Щербаны, а к 3 сентября электричество придёт в деревни, находящиеся в трёх-четырёх километрах от ГЭС.
Как и было намечено, первая колхозная электростанция «Верный путь» вступила в эксплуатацию 20 мая.
А вот номер той же газеты от 29 июля 1945 года: на Касти вступила в строй вторая ГЭС на 25 кВт около села Озёрки, выше по течению. Строилась она тоже на базе существующей мельницы в течение 25 дней.
В честь её пуска состоялся митинг, в котором участвовало около 300 человек. «Ровно в 10 часов вечера был дан первый ток, зажглась «лампочка Ильича»! Слово взяли председатель Озёрковского сельсовета тов. Солодашкина, затем председатель колхоза «Путь Ленина» тов. Лабошин, шефы от завода, выпускавшего оборудование для станции».
Молодёжь плясала под гармошку, пела, у сельских жителей появилась возможность жить по городским меркам, со светом и теплом. И сама Касть уже вращала не деревянные мельничные колёса, а турбины, удивляя весь окрестный народ. А было его в тех местах тогда немало, несмотря на прошедшую войну, на то что многих так и не дождались дома.
И сама энергоэлектростанция, и вспыхнувшие лампочки стали как бы доказательством несгибаемой воли людей, светлым началом новой жизни. Никому из тогдашних трактористов, доярок, вчерашних танкистов и сапёров, конечно, даже в голову не приходило сравнивать свою ГЭС с Днепрогэсом, но ГЭС на Касти, Соти, Ильди были чудом, сотворённым их руками.
Такие же праздники наверняка проходили по всей России. А в Середском районе за пять месяцев 1946 года, свидетельствует статистика, были освещены более тысячи домов, 66 ферм, 3 клуба, 9 школ, 8 токов, 2 больницы... В Середе закончили монтаж радиоузла мощностью 100 ватт на 30 точек.
12 сентября того же года «Голос колхозника» сообщил, что заканчивается строительство ещё двух крупных гидроэлектростанций – в колхозе имени Дзержинского на реке Соть и в колхозе Никольского сельсовета на Касти по течению ниже Середы.
А потом настали другие времена. Пришло большое электричество и стало обыденным помощником в быту и работе. А маленькие героические гидроэлектростанции, сделав своё дело, умерли. Постепенно замолкли струи воды у плотин, спали бочаги. Теперь, сказал один из середских старожилов, во многих местах Касть можно в тапочках перейти.
Да и любую другую из 250 малых рек области в разгар лета может перепрыгнуть ребёнок. Всё связано – вырубили леса по берегам, ушли бывшие хозяева частных мельниц, выключили турбины ГЭС-малютки, сделавшие огромное дело. В самое трудное время они вернули сельскому человеку веру в свои силы.