Чтобы дать представление о том, с чем обычно обращались на протяжении года в конфликтные комиссии, приведём несколько примеров.
В Саратове была рассмотрена жалоба ООО «Огонь и вода» по процессу выбора поставщиков Саратовского НПЗ. По мнению контрагента, выбор прошёл с нарушениями тендерных процедур. В рамках обсуждения участники комиссии выяснили, что в процессе выбора поставщика все контрагенты, подавшие документы на тендер, были предквалифицированы и допущены к конкурсу. В итоге был одобрен поставщик по критерию «наименьшая цена». В связи с этим комиссия пришла к выводу, что конкурсный процесс был проведён в соответствии с корпоративными процедурами и правилами, а причиной обращения стала недостаточная информированность контрагента о порядке проведения переговоров и одобрения контрагентов. Для исключения подобных жалоб комиссия рекомендовала управлению системой снабжения завода подробнее знакомить контрагентов с порядком контрактования в ТНК-ВР и активно поддерживать обратную связь.
Предметом обсуждения Западно-Сибирской конфликтной комиссии стала жалоба предприятия «Альфа-Колор», одного из поставщиков ЗАО «ТНК-ВР Снабжение». В числе прочих претендентов предприятие участвовало в открытом тендере на поставку в 2011 году лакокрасочных материалов. Предквалификацию прошли 12 фирм, в том числе и «Альфа-Колор». Тем не менее предприятию, как и некоторым другим претендентам, в заключении контракта было отказано по причине отсутствия опытно-промышленных испытаний предлагаемой продукции. Региональная конфликтная комиссия детально изучила представленные документы. После рассмотрения ситуации был сделан вывод, что при проведении тендера были допущены нарушения, а именно – не до всех контрагентов была доведена информация о необходимости проведения опытно-промышленных испытаний. Комиссия рекомендовала «ТНК-ВР Снабжение» отменить своё решение по данному лоту и провести повторный отбор из 12 прошедших предквалификацию претендентов.
В Оренбурге конфликтная комиссия рассмотрела жалобу ООО «ОренбургНИПИнефть», чью заявку на проведение проектно-изыскательских работ первоначально не приняли, поскольку-де институт не удовлетворял квалификационным требованиям, предъявляемым заказчиком. На заседании комиссии подрядчику удалось доказать, что институт вполне соответствует заданным критериям, и добиться повторной предквалификации.
Как видно из приведённых примеров, в основном контрагентами предприятий
ТНК-ВР выступают предприятия малого и среднего бизнеса. Таким образом, выводя взаимодействие со своими контрагентами на качественно новый уровень, компания ТНК-ВР не косвенным, а самым прямым образом влияет на развитие малого и среднего бизнеса в стране – без широковещательных заявлений и предвыборных программ. В частности, на сегодня компания предлагает тем своим контрагентам, которые настроены на серьёзное и долговременное сотрудничество, возможность повысить квалификацию своих менеджеров, а также техническое сотрудничество.
Взамен компания ТНК-ВР ждёт взятия на себя груза ответственности теми, кто хочет с ней сотрудничать. Как подчеркнул председатель Саратовского регионального совета по взаимодействию с поставщиками и подрядчиками ТНК-ВР Леонид Розенберг, «новая философия контрактования тесно взаимосвязана с корпоративной системой ценностей, принятой в прошлом году, которая включает в себя такие ценности, как «Лидерство», «Результативность», «Безопасность» и «Добросовестность».
В корпоративных документах ТНК-ВР излагается подход компании к вопросам противодействия коррупции и взяточничеству. Все без исключения подрядчики обязаны соблюдать жёсткие антикоррупционные требования. Подписывая контракт с компанией, контрагент берёт на себя обязательство действовать в соответствии с жёсткими этическими стандартами ТНК-ВР и применять эффективные контрольные процедуры к собственным подрядчикам, а также обеспечить достоверный учёт и отчётность.
Планируется, что на слёте поставщиков будет оглашён список постоянных партнёров компании. Статус постоянного партнёра присваивается тем контрагентам, которые готовы соблюдать правила игры, предложенные ТНК. Поскольку в списке предположительно окажется сто поставщиков и подрядчиков, можно смело констатировать — малый и средний бизнес России вполне созрел для открытого, цивилизованного ведения дел.