– Одной из основных задач ярославского форума станет определение и совершенствование механизмов борьбы с социальным неравенством внутри государств и мировом масштабе. Способен ли этот разговор принести реальную пользу бедным, то есть людям с низкими пенсиями и зарплатами?
– Для решения поставленной на форуме задачи прежде всего необходимо понимание, что бедность представляет собой социальный феномен. Зачастую понятие «бедность» применяется для обозначения низкого уровня дохода. Например, Всемирный банк использует показатель уровня дохода менее 1,25 доллара в день. Однако подобный взгляд на проблему бедности достаточно узок и не отражает всей полноты рассматриваемого феномена. Бедность – это не только крайне низкий уровень дохода, но и отсутствие возможностей, например, на получение образования, качественного медицинского обслуживания, удобное жильё, проведение досуга и т. д. Данный термин обозначает ситуацию, когда люди лишены многих возможностей, которые доступны среднестатистическому гражданину. Фактически в данном случае речь идёт и о «социальной исключённости», отчуждённости определённой категории граждан. В результате вводятся дополнительные индикаторы бедности. Например, многофакторный индекс бедности (MPI) учитывает десять показателей, объединённых в три большие группы – здоровье, образование, жизненные стандарты. Россия по этому показателю находится в числе стран, отличающихся высоким уровнем развития (High Human Development).
Таким образом, для выработки механизмов борьбы с социальным неравенством необходимо осознать, что, победив бедность в узком смысле этого слова, можно потерпеть поражение в преодолении социальной изоляции, отчуждённости. Мы иногда думаем, что достаточно увеличить размеры зарплат и пенсий. Однако зачастую в результате увеличения дохода качество жизни не изменяется в лучшую сторону. Доход выше прожиточного минимума может сочетаться с жизнью в доме без канализации и горячей воды, высокая зарплата не гарантирует качественное медицинское обслуживание и т. д.
Бедность – это не только национальная проблема отдельных государств. Она имеет глобальные масштабы. Для того чтобы бороться с ней, страны должны выработать разделяемое видение этой проблемы. Однако на практике далеко не все участники мирового сообщества относят эту проблему к числу приоритетных и готовы выделять средства на борьбу с бедностью в глобальном масштабе.
Отдельно необходимо выделить проблему условий, при которых будет оказана помощь бедным странам. Участники мирового сообщества, как правило, выдвигают условия, при соблюдении которых выделяются средства. От стран-реципиентов требуют проведения экономических и политических реформ по «западному образцу». В результате возникает проблема вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Эти и другие вопросы заслуживают пристального внимания как учёных, так и политиков.
– Когда говорят о средствах борьбы с бедностью, обычно приводят пример, что голодному важно дать не рыбу, а удочку. Вот только где найти столько снастей?
– Проблема даже не в том, чтобы обеспечить возможность зарабатывать на жизнь. Далеко не каждый «голодный» хочет воспользоваться возможностью самому ловить рыбу. Бедность в нашей стране имеет ряд особенностей. Выше я уже отметил, что быть бедным означает не только низкий уровень дохода, но и отсутствие социальных возможностей. Однако в нашей стране, в культуре которой находит отражение убеждённость в том, что «бедность – не порок», бедность означала и означает получение дополнительных возможностей, льгот и субсидий. Небольшие средства к существованию могут быть получены почти без совершения усилий. Например, можно получать пособие по безработице или оформить инвалидность и располагать своим временем.
В результате у определённой части малообеспеченных людей формируется иждивенческая позиция: они предпочитают получать именно рыбу, нежели удочку, они не хотят «ловить рыбу». Эксперты в этом случае говорят о формировании субкультуры бедности. Она находит своё проявление в мировоззренческих и поведенческих особенностях. Среди них можно назвать: негативное восприятие попыток других людей улучшить своё материальное положение, уравнительные тенденции, убеждённость в бессмысленности стараний, невозможности добиться успеха без ресурсов, которые находятся в руках обеспеченных членов общества. Носителям субкультуры бедности также свойственна нерациональность в планировании бюджета и расходовании денег, показное пренебрежительное отношение к ним. Сюда стоит отнести и стремление переложить ответственность на государство в разрешении собственных проблем, поскольку именно оно воспринимается в качестве их причины. То есть социальная поддержка воспринимается подчас как своего рода компенсация со стороны государства. Снасти найдутся – было бы желание их использовать.
– Какова, на ваш взгляд, направленность российской социальной политики, нет ли опасности новых потрясений в стране, экономика которой в значительной степени ориентирована на экспорт энергоресурсов?
– Фактически ваш предыдущий вопрос уже затрагивал проблему социальной политики. Не будет преувеличением сказать, что формирование культуры бедности в определённой степени происходит и под влиянием тех мер, которые предусмотрены действующей стратегией в области социальной политики. Долгое время наша страна стремилась к обретению внутренней стабильности. Любое ухудшение экономического положения сопровождается опасениями социальных потрясений, социального взрыва. В связи с этим социальная политика, направленная на поддержку наименее защищённых слоёв населения, имела целью решение именно данной задачи.
Однако это путь тупиковый: стабилизация достигается в ущерб развитию, а не благодаря ему. Согласно стратегии развития России до 2020 года нашу страну ждёт новая социальная политика, которая призвана устранить этот «перекос». Наряду с поддержкой наиболее незащищённых групп населения новая социальная политика призвана уделить внимание поддержке тех слоёв общества, которые способны внести существенный вклад в развитие страны. Важно подчеркнуть, что такая социальная политика в полной мере соответствует курсу на модернизацию России, основные принципы которого обсуждались в рамках ярославского форума в 2010 году. Процесс модернизации представляет собой не просто систему мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания за счёт внедрения новых технологий, он выдвигает и определённые требования к формированию общественной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию инноваций.
Иначе говоря, процесс модернизации должен сопровождаться фундаментальными социокультурными, социально-политическими изменениями. В частности, модернизация предъявляет определённые требования к облику гражданина. Новая социальная политика делает ставку на представителей среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. Это люди с высшим образованием, относящиеся к «креативному классу», то есть люди творческого труда, создающие инновации в ходе своей обычной каждодневной работы. Фактически они ориентированы на производство (независимо от того, в какой области работают), а не только на потребление. Очевидно, что формирование нового социально-психологического типа личности невозможно в условиях сырьевой экономики. Поэтому Стратегия-2020 нацелена не просто на изменение социальной политики, но на её трансформацию в контексте новой модели экономического развития.
– Сегодня примерно у трети работников в России зарплата составляет менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого – ниже этой планки. Не приведёт ли это к люмпенизации нашего общества?
– Да, такая опасность существует. Именно на борьбу с ней и рассчитаны меры в рамках Стратегии развития-2020. Жить в ожидании социального взрыва и бороться с этим страхом только за счёт социальных выплат чревато губительными последствиями.
– Человечество на протяжении веков ищет и не может найти ответа на вечный вопрос о достижении справедливости в отношениях между бедными и богатыми. Как вы считаете, Игорь Юрьевич, найдут ли его участники ярославского форума?
– Знаете, в чём состоит залог успешного решения? В правильной постановке проблемы. Известный политолог Вилдавски приводит следующую историю. Солдат в Новой Зеландии получил приказ построить мост через реку, но не располагал достаточным количеством ресурсов: материалов и людей. Он стоял угрюмый на берегу реки, когда к нему подошла женщина из племени Маори и спросила, чем он опечален. Солдат сказал, что столкнулся с проблемой, которая не имеет решения. На что она ответила: «Не печалься! Нет решения – нет проблемы».
Я уверен, что эксперты, собравшиеся на Мировой форум, не закончат своё обсуждение подобным «выводом». Встреча специалистов из разных стран, работающих в разных областях, несомненно, будет способствовать более глубокому пониманию проблемы бедности, внесёт вклад в осознание тех её сторон, которые ранее не казались существенными. Иначе говоря, задача дискуссий в рамках форума – правильно сформулировать проблему и, значит, приблизиться к её эффективному разрешению. Уже сам факт включения в повестку дня данной проблемы говорит о стремлении найти приемлемое решение.
Николаев А. | 07.09.2011 в 11:48 | ответить0
Непонятливые
«Поехала крыша» у домика — По швам разошлась экономика
Менялы, банкира, лжеца,
Времён золотого тельца.
Учил свой народ Моисей,
Чтоб Богу молился евсей,
Но вновь непослушный народ
Тельцу все богатства несёт!
Весь мир за собою во тьму
Он в жертву приносит ему.
Суровых скитаний урок
Опять не пошёл ему впрок.
Судьба непонятливых вновь
Задачку решать про любовь:
Открыть свои Богу сердца,
Прогнать золотого тельца.
nlv | 07.09.2011 в 12:49 | ответить0
«Однако в нашей стране, в культуре которой находит отражение убеждённость в том, что «бедность – не порок», бедность означала и означает получение дополнительных возможностей, льгот и субсидий.»
И это говорит ученый!?