Обсуждаются несколько вариантов: 50процентная скидка на разовый билет (как предлагает администрация области), 75процентная скидка, сохранение бесплатного проезда, введение фиксированной стоимости билета для льготников (например, 4 рубля). Комиссия по социальной политике рекомендует облдуме отдать право устанавливать размер льготы на проезд губернатору Анатолию Лисицыну.
– Мы считаем, что с 2007 года в области должна действовать 50процентная скидка для льготников, – сообщил Анатолий Лисицын. – Месячные проездные отменяются: у кондуктора будет две катушки билетов – одна со 100процентной оплатой проезда, вторая – с 50процентной. Мы приняли принципиальное решение уйти от коммунистической уравниловки. Бездарно и неразумно кормить всех подряд. Сейчас должен быть принцип: кто может платить – тот платит, кто не может – тому будем помогать. Сэкономленные 170 млн. рублей пойдут на поддержку детства, многодетных семей, на развитие здравоохранения.
Эта тема, вполне естественно, волнует многих пожилых людей. Резкого роста их доходов не произошло, а потому введение платного, хотя и льготного, проезда серьезно их задевает. Ведь с учетом роста тарифа плата за проезд для льготников в Ярославле в 2007 году составит 5 рублей.
Буквально накануне в редакцию «Северного края» пришло письмо от пенсионерки из Ярославля Ангелины Павловны Святовой. Она считает, что федеральный закон № 122 предусматривал монетизацию льгот, то есть их 100процентную компенсацию в денежном выражении, а не полную или частичную их отмену. «Почему же администрация области берет на себя право предлагать решения, противоречащие федеральному закону № 122? Почему молчит прокуратура области, делая вид, что ничего не происходит, хотя именно в ее обязанность входит контроль за исполнением законов? Почему каждую зиму десятки стариков в мороз стоят перед областной Думой, прося не отменять бесплатный проезд? Почему никто не вступится за их права? Закон № 122 не исполняется властями области и в части индексации на величину инфляции единовременных денежных выплат региональных льготников, хотя для федеральных льготников это делается. 200 рублей компенсации для ветеранов труда тают с каждым годом. Получается, что одной рукой дали, а другой отняли», – возмущается Ангелина Павловна.
Конечно, сохранение бесплатного проезда для всех льготников было бы идеальным выходом, но средств в казне на это нет. По самым скромным подсчетам, цена вопроса – около 800 млн. рублей. Именно по этой причине уже два года подряд откладывается индексация денежных выплат региональным льготникам. В прошлом году депутат Олег Виноградов предлагал увеличить их с учетом инфляции, однако его коллеги все по тем же причинам его не поддержали.
Монетизация действительно предполагает замену, а не отмену законодательно установленных льгот. Проблема в том, что до 2005 года бесплатный проезд для пенсионеров существовал только в Ярославле за счет местной казны. И лишь после массовых акций протеста пожилых людей в конце 2004 – начале 2005 года губернатор Анатолий Лисицын принял решение ради сохранения стабильности ввести бесплатный проезд для пенсионеров на территории всего региона. И только затем депутаты облдумы закрепили это право законодательно. Причем поменялись как категории льготников (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные, лица пожилого возраста), так и механизм предоставления социальной помощи. По сути, речь шла о постепенном возврате к плате за проезд. Так, была введена продажа проездных, пока по минимальной цене в 50 рублей. Эта сумма компенсировалась людям из казны, так что они могли и не заметить изменения правил игры.
Прокуратура, конечно, должна ответить на вопрос, насколько отвечает закону замена бесплатного проезда на льготный. Сами пенсионеры и ветераны, естественно, будут ссылаться на наличие областного закона, в котором зафиксированы обязанности власти по отношению к ним, а региональные власти – на то, что появился он уже после проведения монетизации, по их собственной инициативе и на местные деньги.
Ряд категорий льготников всетаки получил прибавку на бесплатный проезд. Так, федеральные ветераны труда получают не 200, а всетаки 250 рублей – это компенсация за проездной билет. Отнимать этот полтинник никто не собирается. Кроме того, большая часть пенсионеровнельготников может получить звание «Ветеран труда Ярославской области». С будущего года его обладателям будут платить 200 рублей ежемесячно из региональной казны. Можно понимать и так, что это деньги на проезд или на другие нужды пожилого человека.
– Проблема в том, что транспортники предъявляют областному бюджету для компенсации убытки от проезда льготников, сосчитать которые невозможно, – пояснила логику администрации области вицегубернатор Ирина Скороходова. – И бюджет вынужден переплачивать сотни миллионов рублей в год. Нам сообщают, что инвалид 30 раз в месяц ездит в трамвае, даже если ему 80 лет. Проверить это нельзя. Давайте уходить от дотирования транспортников, переходить к монетизации льгот, когда бюджет дает деньги гражданину, а тот расплачивается за проезд или чтото покупает в магазине, если ему это нужно.
По нашей информации, в администрацию области поступают обращения пенсионеров с просьбой оставить проездные билеты, чтобы «не мучиться с мелочью при входе в общественный транспорт».
– Мы просим понять нашу логику. Пенсионер, который приходит в магазин, не проездной предъявляет, а расплачивается деньгами, и при этом никто не мучается. Научимся расплачиваться и в общественном транспорте. Есть ли у пенсионера из сельской местности 100 рублей в месяц на проездной билет? Более справедливо, если у него будет 50процентная скидка на проезд, и человек сможет сам контролировать число поездок. Эта схема уравнивает шансы жителей Ярославля и районов, – считает Ирина Скороходова.