Напомним коротко суть проблемы. Идею установить на этом доме мемориальную доску в память о генерале Кабишеве высказал известный в Ярославле историк Великой Отечественной войны Вениамин Германович Попов. Это предложение было поддержано координационным советом при губернаторе области по делам ветеранов войны и боевых действий, который возглавляет генерал-лейтенант Сергей Николаевич Самарин. Вопрос был согласован на заседании городской межведомственной комиссии по наименованию объектов улично-дорожной сети, созданной при мэрии Ярославля. Ещё ранее было принято аналогичное решение об установке на фасаде этого же дома мемориальной доски Почётному гражданину Ярославской области Фёдору Ивановичу Лощенкову, четверть века возглавлявшему Ярославский обком КПСС.
Однако эти предложения неожиданно натолкнулись на противодействие старосты дома Ильи Катанова. Он требует, чтобы до установки мемориальных досок был проведён капитальный ремонт здания. Что касается доски в память генерала Кабишева, то Илья Николаевич в беседе с корреспондентом газеты высказался в том духе, что ни сам он, ни другие жильцы якобы ничего не знают о том, что Борис Дмитриевич и его семья проживали в этом доме. Подробно эта ситуация описана в материале «Мемориальная доска стала разменной картой» в номере за 9 июня.
После этой публикации в редакцию обратилась жительница дома № 2а по Красному съезду Ирина Михайловна Смирнова. Она рассказала, что прекрасно помнит генерала Кабишева и его семью, поскольку они проживали именно в её доме, и его жильцы в отличие от Ильи Катанова были бы рады, если бы мемориальная доска была установлена на доме № 2а (об этом – наша публикация в номере за 11 июня).
Ситуация начала запутываться. Прояснила её дочь Бориса Дмитриевича Альбина Борисовна Богачёва. Она сейчас живёт в Москве, но часто бывает в Ярославле. Когда ярославские друзья рассказали ей о публикациях газеты, она сама позвонила в редакцию и пояснила суть дела. Сначала семья генерала Кабишева действительно жила в доме № 2а на Красном съезде. Но в 1968 году Борису Дмитриевичу была предоставлена квартира в доме по Волжской набережной, 19/13, где он и его семья жили около десяти лет. Илья Катанов по малолетству мог, конечно, не запомнить Кабишевых, но почему об этом ему не напомнили старожилы дома, непонятно.
Но ещё больше вопросов вызывает позиция жильцов дома, связывающих установку мемориальных досок с ремонтом. Фасад здания со стороны набережной вовсе не выглядит «руинами», и установка досок только добавила бы дому авторитета, в том числе и в глазах городских властей. Да и будущему ремонту доски никак не помешали бы. Получается, что инициатива ветеранов в данном случае используется как метод давления на мэрию и департамент городского хозяйства?
Прокомментировать состояние дома № 19/13 редакция попросила первого заместителя директора департамента городского хозяйства Наталью Валентиновну Шетневу.
– Вопрос о техническом состоянии дома № 19/13 по Волжской набережной был рассмотрен на заседании городской межведомственной комиссии города Ярославля, и заключением от 15 мая 2007 года № 20 было вынесено решение о необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений дома в соответствии с установленными требованиями, – рассказала Наталья Валентиновна. – По результатам выполненного в рамках целевой адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города Ярославля» в 2009 году капитального ремонта крыши, внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, подвального помещения эксплуатационные качества здания улучшились.
Что же касается утверждений старосты, что дом находится в аварийном состоянии и «не сегодня-завтра может рухнуть», а потому срочно нужен новый капитальный ремонт стен и фундамента, Наталья Валентиновна пояснила:
– Общим собранием собственников помещений было принято решение о повторном участии дома № 19/13 по Волжской набережной в муниципальной адресной программе на 2010 год по выполнению капитального ремонта фасада, инженерных систем водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, но по результатам оценки заявок и отбора домов в программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год дом № 19/13 не вошёл, так как не набрал необходимого количества баллов. Тем не менее управляющей организацией в 2010 году в рамках текущего ремонта выполнены замена вводов инженерных коммуникаций и ремонт цоколя дома. Учитывая наличие вертикальных трещин торцевой стены дома, организовано наблюдение за установленными на них контрольными маяками.
Согласно методическим рекомендациям Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, работы по усилению фундаментов и наружных стен дома не могли быть выполнены в рамках капитального ремонта в соответствии с федеральным законом ФЗ-185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Вопрос по оценке технического состояния дома № 19/13 после проведения капитального ремонта будет предложен на рассмотрение городской межведомственной комиссией по представлению собственниками помещений необходимого пакета документов.
Наталья Шетнева также не видит причин, которые помешали бы установке мемориальных досок на фасаде здания.
Альбина Борисовна Богачёва в телефонном разговоре высказала сожаление, что имя её отца оказалось замешано в эту коммунальную историю.
– Папа был очень скромным человеком и, несмотря на все свои заслуги, очень не любил шумихи вокруг себя. Он и в этот дом-то согласился переехать только после настоятельной просьбы Фёдора Ивановича Лощенкова, который очень ценил Бориса Дмитриевича. Может, и не стоило поднимать в газете этот вопрос?
Нет, Альбина Борисовна, стоило. Память о героях войны священна.
И её нельзя связывать с решением коммунальных проблем, как это иногда пытаются сделать.