Село мне знакомо с 1966 года. В молодости я работала землеустроителем, и первая моя командировка была в колхоз имени Калинина и в это село. Председателем там был замечательный человек Иван Токарев, отец космонавта Валерия Токарева, об этом я, конечно, узнала гораздо позже. А в 1966 году я топала от Гаврилов-Яма до Осенева пешком с землемерной лентой на плече и чемоданом с бельишком по грунтовой дороге, автобусы не ходили или их не было вовсе.
В те годы я часто ходила по двадцать километров до нужного колхоза или добиралась на попутной машине или телеге с бидонами. Поля в те годы были вспаханы и засеяны, в Осеневе мне хорошо жилось и работалось, потому что председатель был очень заботливый о своих крестьянах. Одевался он так просто, что я часто пробегала мимо него и спрашивала: «А где председатель?» По утрам там работало местное радио и сообщало всякие новости.
Не знаю, когда и как возродится жизнь в наших деревнях, если такие сёла, как Осенево, погибают. Вот ещё купола церкви дают какую-то надежду.
А сколько денег было зря вбухано во всякие программы по подъёму села, животноводческие комплексы на 200 – 400 голов, культурные пастбища, мелиорацию земель, перспективные и неперспективные деревни!.. Но о демографических проблемах никто и не задумывался. Население старело, жилья для молодых семей в деревне не строили, кое-где только. Город же давал образование, специальность, работу, место в общежитии, отпуск, два выходных. А жизнь деревенской женщины – это с четырёх утра печка с дровами, скотина на дворе, которую надо накормить-напоить и подоить, навоз из хлева убрать, детей в школу отправить, стирка, уборка – вечный круговорот. Не то что к Чёрному морю, в соседнюю область не уедешь.
Накормят ли страну наши одиночные фермеры, тоже вопрос. А если нет...