А зелень-то – липовая...
На улицах Ярославля вот уже несколько лет из года в год повторяется одна и та же картина. Наверное, каждый ярославец, прогуливаясь по набережной или Первомайскому бульвару, обращал внимание на липкие чёрные пятна на тротуарах под липами и чувствовал исходящее от них зловоние. А автомобилисты, поставив на пару часов машину под липами, потом долго, чертыхаясь, стирали с неё липкую жижу.
В чём же причина такого поведения деревьев, и как с этим бороться? Можно ли помочь липам или стоит постепенно освобождать города от таких «ароматных» деревьев? С такими вопросами мы обратились к специалистам, а также поинтересовались и мнением жителей города.
Олег Анатольевич Маракаев, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и микробиологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, подробно ответил на интересующие читателей газеты вопросы.
– Липа, – безусловно, очень красивое дерево и всегда привлекает к себе внимание. Она подходит как для одиночных посадок, так и для создания тенистых аллей, живых изгородей, поскольку легко переносит стрижку и её крона хорошо формируется. Свидетельством тому – липы во многих ярославских парках, скверах и на улицах. Это дерево хорошо растёт в городских условиях, прекрасно адаптируется к загрязнению атмосферы автотранспортом и промышленными предприятиями. Более того, как показывают наши исследования, липа накапливает в листьях большое количество тяжёлых металлов, что существенно оптимизирует состояние окружающей среды. По этому показателю её опережает лишь тополь, который в последние годы не очень-то популярен из-за своего пуха. Боится липа лишь соли, которую используют для борьбы с гололёдом на городских дорогах. От солевого воздействия на её листьях появляются краевые некрозы – отмершие участки, дерево начинает слабеть и может погибнуть. Из-за этого, кстати, москвичи потеряли многие старинные липовые аллеи.
В середине лета липа начинает привлекать внимание не только своим внешним видом, но и липким соком, который стекает с её листьев на асфальт. Происходит это в последние годы регулярно, особенно в жаркую летнюю погоду. Виноваты в этом выделения тли, которая поселяется на нижней стороне листьев липы и питается их клеточным соком. Таких тлей насчитывается огромное количество видов и их точную видовую принадлежность можно установить только при специальном обследовании поражённых деревьев. Погодные условия нынешнего июля также способствовали массовому размножению вредителей, а, следовательно, и появлению их выделений, которые скапливались на листьях в таком количестве, что стекали на тротуары. К липкому соку часто добавляются многочисленные шкурки линяющих тлей, в нём развиваются микроскопические сажистые грибки, придающие листьям и ветвям липы чёрную окраску. Накопление сока способствует обильному развитию типичных эпифитных дрожжей и других микроорганизмов, что и вызывает появление неприятного запаха.
Липкие выделения тли для липы неопасны, однако поскольку тля питается клеточным соком листьев, это отрицательно сказывается на состоянии дерева, ослабляет его. Есть различные способы борьбы с вредителем, конкретные решения должны принимать специалисты по защите растений. Для этой цели используют разрешённые к применению инсектициды. Установление прохладной погоды становится причиной гибели вредителя, и проблема решается без вмешательства человека, как это и произошло в результате похолодания в начале августа.
Кандидат биологических наук, сотрудник кафедры ботаники и микробиологии факультета биологии и экологии ЯрГУ Марина Анатольевна Борисова также видит причину заболевания лип в аномальной жаре. По её словам, слизь на деревьях – это не что иное, как защитная реакция деревьев на высокую температуру, на сухость воздуха, на поллютантов (загрязняющие вещества).
– Деревья испытывают дефицит влаги. Да ещё и пыль забивает устьица, поэтому листья начинают выделять слизь. Эти липкие выделения приводят к инвазии, то есть нападению на деревья насекомых. К тому же у лип более слабые и нежные покровные ткани, чем у мелколиственных деревьев.
Выход из ситуации Марина Анатольевна видит в более интенсивной поливке лип.
– Деревьям нелегко приходится в таких условиях, температура в городе всегда выше, чем за городом, загрязнений в воздухе очень много, да ещё к тому же многие деревья вообще «закатаны» в асфальт до самого ствола, поэтому все городские насаждения желательно поливать утром и вечером.
Есть и ещё одно объяснение «липовому плачу». Заведующий отделом Ярославского музея-заповедника кандидат биологических наук Максим Анатольевич Клепиков высказал своё мнение, как нужно бороться против тли, выделяющей сахаристые липкие капли, которые имеют неприятный запах.
– Тля выделяет пать. Это её экскременты, которые содержат много сахара. Сахар вызывает брожение – отсюда неприятный запах, который появляется у нас на улицах и особенно в лужах.
Учёный видит решение проблемы в разведении божьих коровок, златоглазок и личинок мух-журчалок.
– Тли зимуют в коре деревьев, а божьи коровки – на подстилках из опавших листьев. То, что у нас в городе убирают и вывозят листья, способствует размножению тли, – говорит Максим Анатольевич (подробнее об этом читайте в статье «О чём плачут деревья – «Северный край» за 19 июля с.г.).
Вопросы к «Горзеленхозстрою»
Итак, специалисты утверждают: в центре Ярославля, летом наводнённого туристами, бороться против появления отвратительного зловония и липких луж на тротуарах можно. Между тем никто из десятков опрошенных нами жителей города не видел, чтобы липы обрабатывались инсектицидами (совет Олега Маракаева) или обмывались водой (совет Марины Борисовой). Что касается опавших листьев, то каждую осень их с упорством, достойным лучшего применения, жгут и вывозят на свалки.
Чтобы понять, делается ли в городе хоть что-нибудь для борьбы с тлёй, мы обратились с вопросами к директору МУП «Горзеленхозстрой» Вере Наркисовне Кореневской. На встречу с корреспондентом она времени не нашла, а по телефону бросила только одну фразу: «Всё, что нужно, делается». И почему-то обиделась. Ну прямо как та женщина в будочке.
Между тем мы собирались спросить у Веры Наркисовны, что делается конкретно? Какими средствами и когда обрабатываются деревья (если они вообще обрабатываются, чего никто не видел)? Не вредны ли они для других растений, животных и людей? Достаточно ли для этого техники, и какая техника используется? Можно ли эффективно обработать старые деревья, высота которых превышает восемь – десять метров? Какие специалисты занимаются обработкой? В конце концов, сколько стоит эта процедура и предусмотрены ли для неё деньги в бюджете?
Но Вера Наркисовна, видимо, предпочитает общаться с газетой через официальные запросы. Что ж, пусть эта публикация и будет таким запросом. Ждём развёрнутые ответы на поставленные вопросы.
Горожане – за липы
От того, насколько эффективно ведётся «Горзеленхозстроем» (если вообще ведётся) борьба с заболеванием лип, зависит и мнение туристов о Ярославле. Согласитесь, всем нам будет неприятно, если главным впечатлением о городе станет мнение, что Ярославль – это то место, где летом улицы залиты липкой дрянью, которая жутко смердит. Липы в Ярославле высажены преимущественно в центре. Может быть, если с нашествием тли ничего нельзя поделать, стоит задуматься о постепенной замене лип другими деревьями? Ведь не болеют же в жару берёзы, ивы, рябины, сирень, тополя, клёны, каштаны, ели, сосны и другие деревья.
Спору нет, если липы не «плачут», они смотрятся летом очень красиво. Но период этот очень непродолжителен: весной липы распускаются гораздо позже других деревьев, а желтеют и сбрасывают листву – гораздо раньше. Голые чёрные стволы в отличие от светлых берёз или лёгких прозрачных ив зимой выглядят как застывшие скелеты.
Так всё же, спасать или менять деревья? Вот что думают жители Ярославля по этому поводу.
Алексей, студент, 20 лет: «Я – за лечение. Хоть эти липкие лужи на асфальте и мешают кататься на роликах, я готов потерпеть. А запах мне вообще не мешает, я его почти и не замечаю».
Ирина, 55 лет: «Нет, отказываться от лип ни в коем случае нельзя. Да, запах от тли, конечно, неприятен, но я надеюсь на работу наших служб, которые избавят город от этой проблемы».
Иван, водитель, 37 лет: «На мой взгляд, набережную не помешало бы немного очистить от такой буйной растительности. Я не предлагаю вырубить все липы, можно начать с самых старых. А это лечение всё равно бесполезно, уже не первый год такая ситуация, и ничего не меняется, только деньги впустую».
Не липой единой
Отом, есть ли в городе стратегия работы с зелёными насаждениями, мы попросили рассказать специалиста департамента городского хозяйства мэрии Наталью Яковлевну Погребицкую.
– Повода для беспокойства действительно нет, – считает Наталья Яковлевна. – С уверенностью можно сказать, что все пострадавшие липы излечимы, поэтому кардинальных мер приниматься не будет. Решение проблемы – своевременная обработка деревьев специальными средствами. Несмотря на трудности, отказываться от лип мы не собираемся. Липа – это долговечное дерево, продолжительность жизни которого может достигать 400 лет. В городе, конечно, снижается до 150, но и это немало. К тому же эта порода выполняет эстетическую функцию, очень устойчива, хорошо приспосабливается к городским условиям, легко поддаётся формовке и обрезке.
Но зато будет сокращена высадка тополей, так как в последнее время поступает очень много жалоб на эти деревья: главная причина недовольства – пух. У многих он вызывает аллергическую реакцию. Вообще, мы стараемся разнообразить зелёную архитектуру Ярославля, благо сейчас предлагается огромное количество красивейших деревьев, кустарников. В связи с потеплением климата стали сажать больше каштанов, на улицах города появилось много новых декоративных пород, а не только привычные для горожан сирень и рябина. Например, в Парке тысячелетия растёт очень красивый барбарис с красными листьями, который привлекает внимание всех отдыхающих.
Тщательно следим мы и за тем, чтобы посадки, пострадавшие во время ремонтных, строительных или иных работ, были восстановлены. Каждая ведущая работу организация предоставляет проект по благоустройству территории. Погубленные деревья могут быть заменены кустарником или газоном, от которых пользы ничуть не меньше.