Между тем правительство решило, что достаточно научить таких ребят читать и писать, а потом, можно сказать, «этапом» направлять в профтехучилища и считать свою воспитательную миссию выполненной. Редко кого из госструктур или политиков по-настоящему заботит конечный результат, так сказать, гуманитарного процесса – качество жизни гражданина, который получится из воспитанника казённого дома. Что объяснимо – тут нет пиара и откатов. Зато требуются огромные затраты педагогического терпения, напряжение душевных сил, нужны Макаренко и Сухомлинские!
Но есть люди в российской провинции, которые, вопреки царящей искажённой морали в обществе, понимают необходимость заботы об обездоленных и делают добрые дела без политической выгоды или расчёта на коммерческий успех. Так, у общественной организации «Друзья русских сирот» возникла идея – сопровождать сирот с момента выхода их из детского дома. А через год уже начала действовать более усовершенствованная образовательная программа, в которой совместили сопровождение с обучением, опекой, наставничеством. Нашлись энтузиасты, спонсоры, и проект «Мы рядом – мы вместе» состоялся.
– Заключается он в том, что на время учёбы наша организация поддерживает выпускников детских домов стипендией, за каждым из них закреплён куратор-наставник, – рассказывает руководитель организации Галина Евстифеева. – Мы уже пять лет делаем то, над чем только недавно стали задумываться власти, да и то лишь после заявления Президента России, что следует опекать сирот так же, как мы помогаем собственным детям встать на ноги. Это крайне необходимо нашему обществу, в котором социальное сиротство стало эпидемией. Тогда у ребят утвердится стереотип нормальной нравственной жизни. Государство должно взять на вооружение опыт общественников и работать на эту идею не ради «галочки», а с полным пониманием ответственности за судьбы ребят.
Когда Анна Мавричева, ведущий лицензиат «Университета риторики и ораторского мастерства», узнала о «Друзьях русских сирот», то решила попробовать себя в новом амплуа. Она посчитала своим гражданским долгом подарить ребятам возможность прослушать её курс – «Харизматичный оратор». Ведь у большинства сирот старт во взрослый мир – это, по сути, движение по обочине жизни. С этим нужно что-то делать, и для начала – хотя бы задать установку на успешность, мотивировать на здоровый образ жизни. Этот вектор действия можно получить на её тренинге. На начинание энергичной ярославны с энтузиазмом откликнулась директор детдома Ленинского района Ярославля Елена Кузнецова. Дважды в неделю по три часа воспитанники и студенты – выпускники детского дома – стали учиться по рецепту Мавричевой проявлять в себе лидерские качества. В итоге увидели свои возможности в ином ракурсе. Как специалист, Анна осталась результатом довольна и пригласила на свой курс уже и волонтёров из «Друзей русских сирот». Потом сделала логичный вывод: теорию нужно подкрепить реальными примерами, продемонстрировать, как складывается жизнь людей с лидерскими задатками, во что могут культивироваться практические навыки курса, если их правильно применять.
У сирот нет связей, влиятельных родных, денег. Как в таком случае добиваться успеха? На этот и другие вопросы откровенно отвечали специально приглашённые гости. На собственном примере они старались доказать, что только труд и совершенствование помогут состояться любому человеку в социальной жизни, в карьере. Главное – не «хоронить себя за плинтусом», а смело открывать двери судьбы, ничего не бояться, а теперь ещё и иметь возможность спросить совета у новых друзей. И основное – нужно много читать, проявлять любопытство. Для этого в детдоме постепенно формируется своя библиотека из современной полезной литературы. Друзья ребят надеются, что уроки взросления не пройдут для них даром.