До недавнего времени лишь два музея в России – Петропавловская крепость и Меньшиковский дворец в Санкт-Петербурге – могли похвастать этим ноу-хау. Отныне приобщиться к гравёрному делу можно и в Угличе.
Командует в печатне Валерий Кораблёв. Он из Вологодской области, профессиональные интересы Валерия Николаевича лежат в сфере кино – он постановщик, оператор. Но на летний сезон он решил переквалифицироваться в гравёры, переняв опыт у «первопечатников» – петербуржцев. В печатне можно приобрести и авторские работы художников с берегов Невы, а также изготовить гравюру с видом Углича самому.
В печатне стоит тяжеленный (без малого тысяча килограммов) печатный пресс, ровесник революции. Пресс сам по себе музейный экземпляр, а потому возможность изготовить что-то своими руками на таком историческом оборудовании – уже удовольствие.
Делается это так. Выбираешь сюжет: то ли это будут палаты удельных князей, то ли Воскресенский монастырь, а может, и вовсе грамота посетителю Углича с девятью «клеймами» – городскими видами. Потом Валерий Кораблёв тщательно наносит на металлическую резную пластину тушь. Валик в руки туристам не дают по той простой причине, что для выполнения этой кажущейся на первый взгляд нехитрой процедуры нужен изрядный навык: одно неловкое движение, и неаккуратно нанесённая на поверхность краска даст некачественный отпечаток, а то и вовсе испачкает весь шаблон. Затем доска аккуратно устанавливается на точно вымеренное место по центру пресса и сверху накладывается лист ватмана. С этого момента сольная партия в производстве гравюры переходит туристу. Ему остаётся произвести ровно три действия: задвинуть будущую гравюру в пресс, нажать рычаг (а это значит приложить усилия в 30 килограммов, благодаря чему на лист бумаги будет оказано давление порядка 30 тонн!) и, выдвинув пресс, аккуратно снять оттиск. Завершающим штрихом служит наложение конгривной печати (она выпуклая, тиснёная) и ставится автограф художника, создавшего клише. Оригинальный сувенир на память об Угличе готов. Стоит это удовольствие сто рублей, а вся процедура с объяснениями и любопытными комментариями занимает не больше пяти минут.
– Печатание гравюр пользуется большим спросом. Туристы из Китая, где в большой чести каллиграфия, очень охотно включаются в творческий процесс, популярен этот сувенир и у немецких туристов, – делится своими наблюдениями Валерий Кораблёв. – Абсолютно равнодушны почему-то оказались англичане…
– А наши соотечественники?
– Русские туристы реагируют только на зазывалу. Остановишь, расскажешь, покажешь, тогда восхищаются: «Ну надо же, а мы и не знали, что есть такое чудо!» Но пока за рукав не схватишь, идут мимо – выставка и выставка, мало ли похожих на Арбате или Невском.
Я нередко бываю в Угличе по служебным делам, но мне очень приятно иметь дома сувенир из этого города, изготовленный собственными руками. На моей гравюре изображена Церковь царевича Димитрия на крови.
Много путешествуя, я на личном опыте убедилась, насколько важны для туриста такие пустяки, как сувениры. Да вот беда: оригинальных, свойственных только этому месту подарков во многих городах днём с огнём не найдёшь. Тут важно соотношение «штучности», индивидуальности презента и его невысокой цены, чтобы каждый приезжий, вне зависимости от собственных доходов, мог позволить себе такую покупку. Но массовый сувенирный рынок как в Ярославской области, так и в других городах Золотого кольца настолько убог, что краше однообразных магнитов или колокольчиков с рисунком в технике деколь (проще говоря, «переводилка» с последующим обжигом), изготовленных в Китае, и нет ничего.
Если правительством Ярославского региона взят серьёзный курс на дальнейшее развитие внутреннего туризма, то и этот неизменный пункт любой туристической программы – сувенирный шоппинг – не должен остаться без внимания.