– Татьяна Павловна, расскажите, пожалуйста, как вы начинали?
– Мы были первым подобным центром в Ярославле, поэтому сначала было очень сложно: не было кадров – подготовленных профессиональных социологов, не существовало культуры проведения системного изучения общественного мнения на уровне региона, и уж тем более города. Но движение зарождалось – был уже создан Всероссийский центр изучения общественного мнения. Инициатива первооткрывателей, выходцев из отраслевой науки, была поддержана депутатским корпусом города. А в организационно-методологическом плане нам оказывали существенную помощь специалисты МГУ, немного позже – центр профессора Грушина VoxPopuli, сотрудники социологических центров Вилановского, Кассельского, Гарвардского университетов, центра Вудро Вильсона, с которым мы активно сотрудничаем и сейчас.
– Какова основная задача ЦИОМСИ?
– Мы занимаемся систематическим исследованием общественного мнения. Именно систематическим. И этим мы уникальны. Социологическое исследование может провести и учёный-теоретик, но мы прослеживаем все процессы в динамике, во взаимосвязи друг с другом. К тому же мы являемся своеобразным буфером между народом и властью. Мы призваны доносить информацию до всех и каждого, неважно, мэр это или простой обыватель.
– Можно чуть подробнее об уникальности? В чём она проявляется, в чём особенности работы центра?
– Только наш центр сейчас имеет (и всегда имел) постоянный муниципальный заказ. Это позволяет нам работать с населением в диалоговом режиме более оперативно и системно. Мы стараемся сохранять кадровый состав, повышая его профессиональный уровень, привлекать студентов в качестве практикантов, а затем и молодых специалистов в качестве сотрудников центра. В этом плане нам помогает длительное сотрудничество с Ярославским университетом им. П. Г. Демидова.
– Как проходят исследования? В каких формах? Что конкретно вы исследуете?
– Наши сотрудники (а иногда и студенты-практиканты) проводят исследования в форме адресных и телефонных опросов, фокус-групп, холл-тестов, диагностико-прогностических тренингов. Мы занимаемся изучением оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценки народом качества оказания различных услуг, оценки реализации городских целевых программ в области социальной политики. Мы проводим также социально-адаптивную работу по вопросам семьи, формированию культа здорового образа жизни. Придя к нам, вы сможете получить статистическую информацию по любому вопросу.
– Неужели можно просто прийти и посмотреть результат любого исследования?
– Конечно. Некоторые из них выложены на сайте ЦИОМСИ, остальные же хранятся в накопительной базе данных, которая существует с 1989 года, когда наш центр фактически уже начал свою работу.
– Вы занимаете свой пост более 20 лет. Как изменилось отношение к центру и его деятельности за это время?
– В нашем обществе сейчас социология имеет большой вес, она влияет на людей, заставляет власть работать более эффективно, прислушиваться к мнению народа. Нас часто обвиняют в ангажированности, в работе по заказу власти. Но я считаю, что социология должна быть далека от политики. Наша миссия – обеспечивать существование мирного диалога власти и граждан, сопровождать деятельность управленческих структур или человека, стоящего у власти, отслеживать эффективность их деятельности и сообщать о результатах. При этом мы должны стоять на страже интересов общества – оперативно акцентировать внимание на общественных потребностях и проблемах, ведь социолог без народа – это полный ноль.
– Получается, что социология – это мощный инструмент управления обществом, ведь она не только собирает данные, но и формирует общественное мнение?
– Конечно. Вообще, у нас очень тонкая работа. Мало просто провести исследование, важна интерпретация полезной информации, важен способ, которым можно донести её. Например, мы недавно изучали, насколько ярославцы удовлетворены уровнем предоставления медицинских услуг в поликлиниках. По результатам получилось, что почти 70 процентов населения удовлетворены качеством этих услуг.
– Неужели так много? Звучит неправдоподобно.
– Не вы одна удивляетесь таким результатам. Я обнародую их, и меня тут же обвинят в нечестности – откуда взялся такой большой процент? Здесь нужно более детально рассмотреть полученные цифры. В анкетах, которые заполняли респонденты, была шкала оценок – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». Из этих 70 процентов подавляющее большинство голосов отдано за то, что медицинское обслуживание удовлетворительное, то есть «на троечку». Но мы должны быть честны и не можем пренебречь тем небольшим процентом, который отдан за хорошее или, наоборот, очень плохое обслуживание. Когда мы начали исследовать этот вопрос в динамике, оказалось, что удовлетворённость граждан медицинским обслуживанием даже повысилась за последний год. На это повлиял тот факт, что во многие поликлиники поступило новое рентгеновское оборудование, томографы, аппараты УЗИ, а также то, что кабинеты врачей общей практики работают очень эффективно. Назвав какую-то цифру, мы должны сделать массу оговорок, объяснить работу всей системы. А человек, далёкий от социологии, зачастую выстраивает лишь собственную систему субъективных оценок.
– Что вы предпринимаете в таких ситуациях?
– Я не могу всем и каждому объяснить, как этот механизм работает. Однако действия центра объединены в хорошо отлаженную систему. Отбор респондентов проводится с помощью компьютерной программы, которая выбирает случайных людей по заданным параметрам. Никто из сотрудников до момента проведения анкетирования не знает, кто войдёт в число респондентов. Точно так же нельзя подделать результаты исследования, каждая анкета содержит проверку на достоверность, и если сотрудник, собирающий информацию, поленился делать опрос и сам придумал ответы за респондента, программа при обработке информации это покажет.
О подготовке социологов нам рассказали заведующий кафедрой социологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова Игорь Киселёв и заместитель декана факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова Лариса Руденко.
– Игорь Юрьевич, давно ли вы выпускаете социологов?
– В нашем университете в 2004 году на базе факультета социально-политических наук была открыта специальность «социология», а в 2005 году начала работу кафедра социологии. Университет активно сотрудничает с организациями, которые изучают общественное мнение. Наши студенты вот уже несколько лет проходят производственную практику в социологических центрах, в частности в ЦИОМСИ. Ведь теория – это одно, а практика – совсем другое. Нужно уметь применить свои знания, провести несколько исследований, чтобы понять, каково это – быть социологом.
– Лариса Дмитриевна, какое количество выпускников идёт работать по профессии?
– По нашим данным, более 50 процентов выпускников работают в организациях, связанных с социологическими исследованиями. Они начинают пробовать себя в профессии ещё во время обучения, что даёт им шанс после окончания университета найти хорошую работу. Бывает, что первоначально у них слишком маленькая заработная плата или работа носит временный характер, т. е. их принимают только на период проведения определённого исследования. Но, в принципе, почти все наши выпускники хорошо пристроены. Совсем недавно, например, выпускницу ЯрГУ пригласили работать социологом в США.
К тому же мы стараемся всячески помогать ребятам, ищем стимулы, чтобы поддержать интерес к профессии. У них есть возможность выигрывать гранты, что приносит им достаточно серьёзный доход – порядка пятнадцати тысяч. Хотя этот заработок не системный, а разовый, но это хорошие деньги для студента.