– Мы не против коровника в принципе. Выбери руководство АПК «Родина», которому принадлежат эти земли, площадку под строительство фермы на несколько сот метров дальше, за дорогой, и вопросов бы никаких не возникало. Все были бы только рады разноплановому развитию села, – говорит Елена Андреевна.
Но поскольку стройка уже начата ровно в пятистах метрах от границы села Вятского, а, стало быть, переносить её никто не собирается, вопросов, по мнению Елены Анкудиновой, набирается немало, только успевай пальцы загибать. Первый – запах. Запланировано строительство молочно-товарной фермы на 1200 голов. «Коров в Вятском больше, чем людей, будет», – всплёскивает руками директор историко-культурного комплекса.
Аргумент второй – санитарно-эпидемиологический. Народ в последнее время постоянно пугают то птичьим гриппом, то свиным. Какое домашнее животное в следующий раз окажется причиной эпидемии, сам санитарный врач Геннадий Онищенко не скажет. А вдруг коровы? Тогда соседству жителей села Вятского с животноводческим комплексом точно не позавидуешь.
Между тем Елена Анкудинова загибает третий палец – туристы.
– Сегодня мы позиционируем Вятское как село, которое всегда хотело быть городом. Такова испокон веков специфика Вятского. Огуречная столица – да, лепщики-отходники – да, но не животноводство, тем более в таких крупных масштабах, – объясняет свою позицию Анкудинова. – Турист – существо капризное, запросто заявит: «Я не хочу в коровник». Кто выбирает агротуризм, тот и едет по конкретному адресу. Здесь – другая история. Пока наш историко-культурный комплекс «Вятское» ходит в захребетниках у группы компаний «Эколлайн», лишь себе на зарплату зарабатывает. Существует закон туристической раскрутки, это бизнес, рассчитанный на перспективу, с долгим шагом отдачи денег. Мы только начали раскручивать наш туристический маховик: создаём информационные поводы, открываем новые музеи, сюда, наконец, поехали заинтересованные туристы... И что, на всём этом прикажете поставить крест?
На сегодняшний день в историко-культурный комплекс «Вятское» входят пять музеев, три гостиницы разного уровня звёздности, ресторан и музыкальный салон – конференц-зал. Я побывала везде – в гостинице, ресторане, в музеях, конечно. Даже невооружённым глазом видно, сколько средств вложено во всё это великолепие, не говоря уже о вкусе дизайнеров и огромном труде. Просто Версаль, а не село. Беспокойство директора комплекса мне понятно, здесь есть что терять.
Между тем у Анкудиновой ещё один аргумент наготове: обеспеченные люди, которые здесь покупают или строят дома, уже засомневались – а стоит ли это делать? Одно дело – жить в экологически чистом месте, и совсем другое – въезжать в село через деревенскую «промзону». Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. А богатые «нью-селяне» – это опять же вложения в инфраструктуру села, новые меценаты. Здесь всё взаимосвязано.
Однако всё выше сказанное и перечисленное – эмоции, их, как известно, к делу не пришьёшь. Между тем разговорами руководство историко-культурного комплекса «Вятское» не ограничивается, а пытается решать вопрос на правовом уровне. На запрос в инспекцию государственного строительного надзора Ярославской области от 10 июня 2011 года поступил ответ за подписью начальника инспекции С. А. Николаева, что данное строительство ведётся без разрешения. Прокуратура Некрасовского района в лице заместителя прокурора С. Н. Лоскуткина на аналогичное обращение ответила, что «строительство молочно-товарной фермы начато в отсутствии разрешения на строительство органами местного самоуправления, градостроительного плана земельного участка и положительного заключения экспертизы». Вся эта переписка, уточню, велась в середине июня. А между тем «исходя из записей общего журнала работ, строительство ООО СК «Замок» ведёт с 11 мая 2011 года». (Это строительная компания, которая строит ферму). То есть что получается? Разрешений нет, а строительство, незаконное в данном случае, уже в разгаре.
Правда, Елена Анкудинова в качестве претензий приводила и другие доводы: дескать, мнения у общественности не спросили, да и строят ферму в охранной зоне села. А вот это – мимо, чего нет, того нет. Вот официальные ответы: юрист
1 класса С. Н. Лоскуткин уточняет, что «учёт общественного мнения для строительства комплекса не требуется». Департамент культуры Ярославской области предоставил информацию, что «охранные зоны у села Вятского отсутствуют». Заместитель губернатора Ярославской области Михаил Боровицкий в ответ на обращение жительницы села Л. Н. Дмитриевой подтвердил, что «земельный участок, планируемый под строительство молочно-товарной фермы близ
с. Вятского, не входит в особо охраняемые природные территории Ярославской области федерального, регионального и местного значения».
Прогулялась я до площадки, на которой развернулось строительство. Только наш фотокорреспондент достал камеру, к нам торопливо приблизился представитель строительной компании «Замок» Алексей Смирнов. Он отвечает за работы на начальном этапе строительства. Пояснил, что в данный момент идёт рекультивация земель, принадлежащих АПК «Родина».
– Санитарные нормы, которые необходимо соблюдать при строительстве объектов, в том числе и ферм, в данном случае соблюдены с запасом – до границы населённого пункта больше 500 метров. Этим строительством мы никоим образом не ущемляем права жителей села, – охотно вступил в диалог Алексей Смирнов. – Я знаю, что суть претензий сводится к запаху. Но ферма будет построена по самым современным технологиям, с переработкой и утилизацией навоза и прочих продуктов жизнедеятельности. По аналогичным технологиям построены фермы в Левцове, есть комплекс в Горшихе.
Строительство, рассчитанное на три года, ведётся в рамках государственной программы кредитования сельского хозяйства на средства Россельхозбанка. На пустой пока строительной площадке развиваются три флага – АПК «Родина», Некрасовского муниципального района и Россельхозбанка.
– Новая ферма – это 54 рабочих места, а я знаю, что большинство жителей Вятского вынуждены ездить на работу в город, – продолжает разговор Алексей Смирнов. – Почему именно это поле, а не соседнее? Насколько я в курсе, соседнее принадлежит пайщикам, а это – собственность АПК «Родина». Здесь осталась вся инфраструктура: подъездные пути, склады, зернохранилища, весовые. Есть даже кормозаготовительный цех, который находится в законсервированном виде – его нужно довести до ума, и он заработает.
Елена Анкудинова поделилась информацией, что строительство фермы именно в этом месте удешевляет его почти на 50 миллионов рублей.
– Они выбрали оптимальную самую дешёвую ситуацию! – возмущена она. – В их случае это будет удешевление, в нашем случае это может быть и закрытие комплекса.
В этой конфликтной ситуации всё непросто. Мнения противоречивые. Когда, например, здесь снимала сюжет телекомпания, жительница села Вятского Наталья Доминова сказала, что «жители собрали подписи, чтобы выяснить, почему без мнения общественности было начато строительство. Хочется отметить, что за каждой подписью стоят все члены семьи, то есть сто подписей, которые мы собрали, – это сто семей подписались». Вроде получается, что селяне против фермы. А я разговорилась с одной женщиной, и услышала совсем другое мнение. (Моя случайная собеседница, как и многие из Вятского, работает в городе у главного преобразователя жизни этого села – бизнесмена Олега Жарова, потому по вполне понятной причине попросила имени своего не указывать.)
– Мне нравится, что здесь строят ферму. Мы же деревенские, можно сказать, выросли на ферме. У меня и родители там работали, и я раньше на свиноферме работала – мне нравилось, – отозвалась моя собеседница.
– Почему ушли?
– Так колхоз разорился, раньше-то он миллионером был, много ферм было, а теперь только картошку выращивает.
– А сейчас пошли бы сами работать на ферму?
– С удовольствием. У нас многие об этом подумывают. Плохо ли, когда работа рядом с домом. Нам, кто на селе вырос, разве помешает ферма? Вот городским – другое дело, говорят, туристы недовольны, но я в этом не очень разбираюсь.
Получить хоть один ответ из Некрасовского муниципального района – от ведущего специалиста отделения Вятское Людмилы Мокиной, от руководителя АПК «Родина» Людмилы Карповой, от заместителя главы Некрасовского муниципального района по вопросам ЖКХ и строительства Александра Кошлакова, от председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Некрасовского МР Елены Тереховой – в течение всего времени, пока готовился к публикации этот материал, не удалось. Видно, заняты люди на селе, некогда им по кабинетам у телефонов сидеть.
У сельского поселения Красный Профинтерн, в территориальном подчинении которого находится село Вятское, два основных направления социально-экономического развития территории – сельское хозяйство и туризм. Выпущенный недавно красочный информационный справочник поселения Красный Профинтерн цитирует слова и. о. главы сельского поселения Сергея Ивченко: «Все даже самые острые проблемы имеют пути решения. По многим вопросам эти пути уже найдены, по другим ведётся работа. В настоящее время я не вижу тупиковых проблем, просто есть такие, для разрешения которых требуется время. Уверен, у нас всё получится».
Хорошо бы с этой же уверенностью разрешить назревающий конфликт в селе Вятском. А то получается, что, строя одно, мы разрушаем другое.