Даже спросонья рабочий ЯШЗ Максим Алексеев (на снимке) сразу же «врубился» в тему, которая с наступлением холодов становится особо актуальной для жильцов дома № 6 по улице Доронина.
– Видите, сплю одетым под двумя одеялами, – говорит, протирая глаза, Максим. – Так это еще осень, а что будет в разгар зимы! Температура в маленькой комнате редко поднимается выше восьми градусов.
Кроме Максима в квартире живут его жена, теща и четырехлетний сын Коля, который свитер ни днем, ни ночью не снимает.
Алексеев подтвердил слова соседа Чистякова:
– Много раз обращались в РЭУ7, иногда присылали сантехника, но после его ухода температура в квартире выше не становилась.
В 122й квартире Евгения Чистякова в прошлую зиму на подоконнике в маленькой комнате вымерзли цветы, хотя окна были утеплены по всем правилам.
– У нас зимой на плинтусах иней, обои отваливаются, – говорит жительница 134й квартиры Любовь Белоусова. – Чтобы хоть както удержать остатки тепла, пришлось разориться на пластиковые окна за 12 тыс. рублей. Начиная с прошлого года много раз звонили в ДЕЗ и РЭУ7, но толку никакого. Мы исправно платим деньги за отопление, а услугу фактически не получаем.
Примерно такая же температура – 6 – 12 градусов тепла – держится зимой в маленьких комнатах квартир № 110, 114, 118, 126, 130, 138, 142... В других комнатах жара стоит такая, что, как выразилась одна хозяйка, «подойдешь близко к батарее, так платье чуть ли не загорается», а в маленьких зимой никак не обойтись без масляных радиаторов и электрообогревателей.
Когда просьбы и жалобы в коммунальные службы становятся особенно настойчивыми, в доме появляется слесарь, однако такие визиты, по мнению жильцов, носят скорее ритуальный, нежели профессиональноделовой характер. В лучшем случае «погоняет» рабочий воздушную пробку, но теплее в комнатах, расположенных на одном стояке, не становится.
В конце концов терпение у жильцов дома № 6 – Семеновой, Шелеховой, Витушкина, Чистякова, Кокоревой, Белоусовой и других лопнуло, и они поставили свои подписи под коллективным письмом на имя директора РЭУ7 Людмилы Прохоровой с просьбой отремонтировать систему отопления. В случае невыполнения жильцы грозились пожаловаться в мэрию, а затем обратиться в суд Фрунзенского района с требованием компенсации морального и физического ущерба, «причиненного холодом». В письме люди также просили сделать им перерасчет за отопление с октября 2005го «до момента устранения всех неисправностей». Заявление это датировано 8 февраля 2006 года. Наступил уже новый отопительный сезон. Батареи в квартирах вновь чуть тепленькие.
В РЭУ7 нам показали это самое письмо, зарегистрированное еще в феврале. На обратной стороне сверхлаконичная резолюция: «Недотоп». Оператор теплицы «Новоселки» Евгений Чистяков, когда увидел эту «резолюцию», сделал большие глаза:
– А мыто ждем серьезной реакции. Но даже о таком «решении» нам не удосужились вовремя сообщить. Неужели без суда здесь не обойтись...
На вопрос, почему, мягко выражаясь, так легкомысленно в РЭУ7 отнеслись к жалобе, Людмила Прохорова поначалу ответила довольно обтекаемо:
– Видите ли, в прошлую зиму у нас во многих домах во Фрунзенском районе, как, впрочем, во всех домах Ярославля, да и в России в целом, в сильные морозы был всеобщий недотоп. В этот период заявлений, подобных тому, что поступило от жильцов дома № 6 по улице Доронина, было очень много. Поэтому мы были вынуждены давать стандартные ответы. Недотоп закончился гдето в конце февраля, после чего поток жалоб резко сократился, а затем и вовсе иссяк.
Впрочем, вскоре выяснилось, что директор РЭУ7 немножко лукавила. Отлично знала Людмила Ивановна о ситуации с отоплением в этом конкретном доме. Проблемы остались здесь и после того, как закончился после лютых морозов прошлой зимой этот самый пресловутый «недотоп».
– Когда здание строители сдавали гдето в конце 80х, они откровенно говорили: дескать, намучаетесь вы с ним, – призналась Л. И. Прохорова. – Короче говоря, дом этот с двухтрубной системой отопления – экспериментальный. В технологических тонкостях я не оченьто разбираюсь, а задача эксперимента состояла в том, чтобы обеспечить наименьшие теплопотери за счет подогрева так называемой обратной воды – «прямой». Одним словом – сэкономить решили.
– Много таких экспериментальных домов в Ярославле?
– На сегодняшний день – один наш, во Фрунзенском районе. Был такой же в Красноперекопском, но там система с самого начала стала барахлить, и ее переделали на обычную, апробированную десятилетиями, которая сбоя не дает.
– А жильцам дома на улице Доронина еще долго мучиться?
– Мы уже обращались в нашу ДЕЗ. Возможно, уже нынче будет дано добро на составление проекта. То есть мы планируем переделать двухтрубную систему на нормальную, какая сейчас имеется во всех домах. Работа эта трудоемкая, денежная, поэтому придется жильцам потерпеть.
– Людмила Ивановна, некоторые жильцы этого дома полагают, что возможной причиной низкой температуры в маленьких комнатах является малый диаметр ограничительной диафрагмы в стояке отопления. Может быть, взять и увеличить диаметр...
– Как у вас все просто, извините. Повторяю, этот дом на сегодняшний день – единственный экспериментальный на весь Ярославль. И в суть этого эксперимента шибко никто пока не вникал. Эту систему у нас умеет регулировать одинединственный слесарьсантехник. Вот мы его и обяжем постоянно держать под контролем этот дом до тех пор, пока не будет переделана система отопления.
Так что, дорогие жильцы, ваша судьба и в эту зиму будет находиться в руках жэковского дяди Васи. Кстати, а где же он был, этот эксклюзивный умелецрегулировщик, в прошлый отопительный сезон? Ведь звонков с жалобами жильцов на колотун в квартирах были десятки. В том, что холодно там уже сейчас, хотя зима пока лишь пальчиком погрозила, корреспонденты «Северного края» убедились лично.