четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 03 августа 2011

Ради служения общему благу

Вождистский характер партий – главный тормоз на пути к реальной многопартийности в России

В преддверии думских выборов (декабрь 2011 г.) интерес в обществе к партийному строительству, жизнедеятельности партий в России значительно возрос. И это не случайно, поскольку доступ к депутатским мандатам сегодня идёт не на мажоритарной, а на пропорциональной основе, т. е. по партийному принципу. Партия, которая преодолела думский барьер (7 процентов), проходит в высший законодательный орган страны и получает соответствующее количество депутатских мест. Внимание к партийному строительству подогревается и президентской инициативой на предмет проведения выборов по партийным спискам даже на муниципальном уровне.

 

автор Владимир КОРНИЛОВ, первый секретарь Ярославского обкома КПРФ в 1993 – 2000 гг., кандидат экономических наук

 

Внаучной и публицистической литературе по вопросу о месте и роли многопартийности в россий­ском социуме говорится исключительно в позитивном плане. Хотя теория и практика партийного строительства свидетельствуют, что многопартийность вносит в жизнь людей немало негативного, а при определённых условиях служит уничтожению самого государства. Вот почему ряд выдающихся учёных за рубежом (Т. Гоббс, Д. Юм и др.) и в России (Б. Чичерин, Ю. Гамбаров, И. Ильин) крайне отрицательно относились к появлению партий и тем более – к межпартийной борьбе.

Например, Б. Чичерин на заре ХХ века отмечал, что «дух партии заслоняет бескорыстное служение общему благу. Всё приносится в жертву узкопартийности, а не государственным целям». Не в бровь, а в глаз попал он своим суждением в начале ХХ века, предвосхитив печальную судьбу России. Тогда легализовавшиеся после Февральской революции партии, увлёкшись междоусобной борьбой, привели российское государство к краху, ввергнув его народы в братоубийственную граждан­скую войну. И если бы не железная воля партии коммунистов и величайшие организаторские способности её многих видных руководителей (Ленин, Сталин, Троцкий, Дзержинский, Фрунзе), то страна исчезла бы с карты мира в 1917 – 1920 гг. Анархия, бандитизм, погромы, развал экономики, армии и институтов власти – это и многое другое привнесла с собой утвердившаяся в стране многопартийность после буржуазной революции 1917 г.

В российском обществе в то время повсеместно нарастало презрение к институту многопартийности и его выразителю – Учредительному собранию. Если большевики вместе с левыми эсерами, покинув Учредительное собрание при его открытии, сделали его дальнейшую работу нелегитимной, и по этой причине оно было распущено, то по приказу адмирала Колчака многие депутаты от кадетов и правых эсеров были расстреляны в назидание за то, что они ввергли Россию в смуту.

Я не являюсь сторонником возврата к однопартийной системе и тем более к монархическому принципу власти. Однако я за такую многопартийность, которая не расшатывала бы основы государ­ственности, а способствовала освобождению её от наростов бюрократизма и коррупции. В своё время видный русский философ Н. Бердяев отмечал, что государство – это не средство, с помощью которого можно создать рай на земле, но зато оно противодействует возникновению ада на ней.

Встаёт вопрос: на каких принципах должна базироваться многопартийность.

Некоторые политологи, в том числе и ярославские, проблему партийного строитель­ства сводят в основном к технологии возникновения и функционирования партий. Так,

В. Порывкин предлагает ввести заявительный, а не регистрационный характер образования партии. В связи с внедрением Интернета приём в партию осуществлять на основе электронного заявления. Сами партийные собрания проводить в режиме Интернета. Разрешить создание партий по профессиональному признаку (см. В. Порывкин «Закон о партиях явно устарел» – «Северный край», 18 января 2011 г.).

Все эти новации вызывают, на мой взгляд, большое сомнение с точки зрения формирования общественного уважения к институту многопартийности. Если не контролировать учреждение партии путём госрегистрации, то их столько может появиться, к тому же с националистическим или криминальным душком, что мало не покажется. Да и сам автор не верит в обоснованность своего тезиса, ибо в той же статье прямо говорит о необходимости вмешатель­ства государства в дела партии путём контроля её численности, процесса партийного выдвижения кандидатов в депутаты и т. д.

Далее: что это за общественная организация, члены которой знакомы между собой только виртуально, через Интернет? Где же ощущение товарищеского локтя? Где атмосфера человеческого взаимопонимания и уважения? Действительно, Интернет предоставляет широкие возможности для формирования организации на сетевой основе, но и возрастает опасность манипулирования сознанием огромной массы людей, объединённых виртуально. События на Манежной площади в Москве (декабрь 2010 г.) тому наглядный пример. По призыву нескольких блогеров собирались почтить память одного убитого футбольного фаната, а всё закончилось погромами на националистической основе.

Наконец, создание партий по профессиям. Извините, в стране свыше 10000 профессий. Какое же обилие партий возникнет, если представители каждой профессии вознамерятся учредить свою партию? Российское общество в 90-е годы ХХ века и так не могло «переварить» значительное количество партий и движений (их было около 250). И поэтому на выборах в Государственную Думу РФ оно неуклонно отдавало предпочтение 4 – 8 политическим организациям. А тут ему предлагают оценивать деятельность, если следовать логике автора, нескольких тысяч партий!

На мой взгляд, главная проблема партийного строительства заключается в том, насколько механизм функционирования партий в России носит демократический характер. Если партия, как важнейший инструмент формирования гражданского общества, является антидемократической организацией по своему устройству и функционированию, то она никогда не станет средством демократизации общества. И наличие огромного количества партий и конкуренция между ними ничего не даст. К сожалению, ни одна из парламентских партий («Единая Россия», «Справедливая Россия»,

ЛДПР, КПРФ) не является в полном смысле демократической организацией. Все они носят авторитарный и вождистский характер. Согласно уставу каждой из них, её высшее руководство (читайте – руководитель) имеет право распустить любую нижестоящую партийную организацию без возможности обжалования в судебных органах.

Партия – не государственная структура, а организация общественная, сообщество единомышленников. Здесь я согласен с В. Порывкиным и другими политологами, высказывающими мысль, что в современных условиях партии не могут быть вождистскими. Не должно быть монополии на партийную власть у того или иного руководителя, пусть даже самого выдающегося. Лидер вполне может быть почётным председателем партии, но руководителем её он обязан находиться только в течение определённого срока. Сегодня уровень образованности и кругозора граждан, возможности доступа к информации, динамизм социальных процессов значительно выше, чем это было ещё несколько десятков лет тому назад.

В органах государственной власти конституционно определён механизм ротации руководства, а в уставах парламентских партий об этом ни слова. Сами члены партии психологически устают от того, что во главе некоторых из них находятся руководители с горбачёвских времён по настоящее время. Помню, 18-летнее пребывание

Л. Брежнева лидером КПСС настолько опостылело обществу, что его смерть воспринималась не как государственный траур, а как переход к новой жизни.

Вождизм в основных политических партиях проявляется в том, что в них рядовые члены являются своеобразными минотариями (выражение депутата Ярославской областной Думы от «Единой России» А. Окладникова – см. «Северный край», 18 января 2011 г.). Их участь, на мой взгляд, сводится к следующему: своим голосованием одобрить принятые наверху решения, уча­ствовать в пикетах, сборе подписей, демонстрациях, т. е. быть статистами.

Просматривая партийные издания парламентских партий, я в последние 6 – 7 лет не встречал критических заметок рядовых членов партии в адрес вышестоящих руководителей. Сложилась довольно парадоксальная ситуация: члены партии готовы очень резко и нелицеприятно обличать руководство государства и местной власти, но патологически боятся критически выступить публично в адрес вышестоящего партийного босса. Как по пословице: в чужом глазу соринку видим, а в своём и бревна не замечаем.

Спрашивается: кому нужны такие партии, которые действуют не ради утверждения гражданского общества, а для обеспечения самих себя родимых? Вот почему доверие к институту многопартийности со стороны российского общества по сравнению с началом 90-х годов значительно упало – до уровня 7 – 8 процентов, в то время как институту президентства доверяют 60 – 70 процентов к числу респондентов.

Граждане в своей массе интуитивно чувствуют, что государственная власть для народа что-то делает. Пусть зачастую не так эффективно и оперативно, как нужно, но, тем не менее, жизнь продолжается.

Так что проблема российской многопартийности не в том, что у нас мало партий, и не в характере их регистрации, а в том, что пока в числе существующих политических организаций нет по-настоящему демократических. Да и те граждане России, кто вступил в партию или оказывает ей поддержку, не чувствуют себя полноправными участниками её жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают