И вот в монастыре произошло с ним первое чудо: священник-монах, к которому он пошёл на исповедь, оказался... одноклассником Дмитрия.
– Я узнал его сразу. Когда Дмитрий исповедовался, я назвал его имя и фамилию. Он очень удивился: «Откуда вы меня знаете»? Он меня с бородой и в монашеской одежде не узнал, – вспоминает иеромонах Сергий.
Сам отец Сергий мечтал стать художником. Окончил Строгановское училище, потом решил продолжить образование в Суриковском институте. Вместе с товарищем стали готовиться к экзаменам – устроились оформителями в один из столичных кинотеатров, там была своя мастерская, где они готовили работы для поступления, а когда заканчивали писать, читали Евангелие, книги святых отцов.
– Внезапно мы оба поняли, что желаем монашеской жизни. И вместо того, чтобы поступать в институт, ушли в монастырь, – рассказывает отец Сергий.
В Спасо-Яковлевском монастыре отец Сергий уже почти 20 лет. Здесь был рукоположен в священника, а в 2006 году его назначили настоятелем храма святителя Петра в селе Львы.
В разные годы в нём располагались колхозная контора, кузница, склад удобрений. А в начале нового тысячелетия в храме по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла возобновилась служба.
– Первый настоятель храма отец Александр Шантаев провёл ремонтные работы, но всё равно ещё очень многое нужно было сделать, – рассказывает отец Сергий, – я пытался найти благодетелей – ездил по разным организациям, просил денег, но везде отказывали. Я сильно унывал от того, что нет средств на восстановление храма.
Помощь пришла после того, как на разорённой могиле крестьян Коростылёвых, которые в XIX веке помогали в строительстве и украшении храма, поставили крест и отслужили панихиду. По словам отца Сергия, вскоре после этого ему позвонил Дмитрий Кувшинов и сказал, что нашёл деньги на ремонт храма.
Начались ремонтные работы в храме, и сам Дмитрий со своей семьёй – женой и пятью детьми стал чаще наведываться в Ростов. Незадолго перед Пасхой он с супругой Екатериной приехал, чтобы обсудить с отцом Сергием вопросы по ремонту.
Когда он подъехал к храму, расстроенный батюшка рассказал, что несколько минут назад в храм зашли двое мужчин, и пока один отвлекал его расспросами, другой пошёл ставить свечи. После их ухода он обнаружил пропажу иконы Казанской Божией Матери.
Дмитрий, не задумываясь, предложил пуститься в погоню за похитителями. На его машине они поехали в Ростов, в Спасо-Яковлевский монастырь. И там на площади отец Сергий увидел одного из тех мужчин, что заходили в храм.
– Всю дорогу до монастыря я очень переживал, как буду задерживать вора, сдавать его в милицию, – поделился отец Сергий, – ведь священник, тем более монах, не имеет права причинить какой-либо вред другому человеку – ни ударить, ни толкнуть. За это могут даже лишить сана.
Помог задержать вора Дмитрий Кувшинов. Когда отец Сергий подошёл к мужчине, у того в руках был пакет. В нём оказалась икона святителя Николая, которую он только что похитил из монастырского храма. А где икона из нашей церкви? – спросил отец Сергий.
– В машине, пойдёмте, я вам отдам, – сказал мужчина и уже повернулся, чтобы уйти, но Дмитрий схватил его за руку, его жена Екатерина начала созывать людей, сфотографировала похитителя на сотовый телефон. Отец Сергий вызвал милицию.
Сотрудники Ростовского РОВД подъехали через пять минут. Обыскали мужчину. В кармане у него оказался нож, так что неизвестно, что было бы, если бы батюшка пошёл с ним за иконой.
Впрочем, ни самой иконы, ни машины, на которой ездили воры, уже не было. При выяснении личности мужчины оказалось, что он уже неоднократно судим за кражи. В тот день он вместе с подельником совершал «турне» – двигались от Москвы в сторону Ярославля, заходили в разные храмы по дороге, похищали иконы. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам удалось выяснилось, что от рук «иконников» пострадали восемь храмов Подмосковья и четыре в Переславском и Ростовском районах Ярославской области. В ходе следствия мужчина дал признательные показания и раскрыл тайник, где хранились иконы – в деревенском доме в Московской области.
Там оказались все украденные в тот день иконы, в том числе и Казанская икона, которая после необходимых следственных действий была возвращена в храм села Львы.
– Икона эта необычная, – рассказывает отец Сергий, – точно такую же икону Казанской Богоматери я видел в Горицком женском монастыре на Святой земле в Иерусалиме. Она почитается как чудотворная. Написана она в XIX веке.
Икона эта похищается уже не первый раз. В Спасо-Яковлевский монастырь её передали сотрудники правоохранительных органов, изъявшие крупную партию похищенных икон, а когда отец Сергий стал настоятелем храма митрополита Петра, наместник монастыря благословил его этой иконой на служение.
– Мы очень рады, что икона Богородицы вернулась к нам, – говорит отец Сергий, – что касается самого похитителя, который в скором времени предстанет перед судом, то мне его по-человечески жаль. Человеку, который попал в такие греховные сети, самостоятельно выбраться из них очень сложно – как алкоголику бросить пить. Такие люди не понимают, что, отнимая чужое, они наследуют проклятие других людей, которым они принесли горе, и рано или поздно им воздастся.
Телевизор, который Дмитрию Кувшинову подарило руководство УМВД России по Ярославской области за помощь в поимке преступников, он вместе с отцом Сергием отвёз в детский дом в село Климатино Ростовского района. В ближайшее время Дмитрий хочет установить в храме сигнализацию, чтобы обезопасить его от новых посягательств. Впрочем, отец Сергий уверен, что никакая сигнализация не поможет, если Бог не сохранит храм.
– Воры сейчас работают профессионально – и сигнализацию отключают, и решётки спиливают. Так что мы не стремимся украсить храм древними ценными иконами. Главное – это не внешнее благолепие, а внутренняя красота приходской общины, которая заключается во взаимной любви. К тому должно стремиться. А остальное всё устроит Сам Господь.