Грузовики супервысокой проходимости на Ярославском тогда ещё автозаводе начали разрабатывать и выпускать в начале 50-х. Это потом, спустя несколько лет, их производство было переброшено в Минск и Кременчуг, где они стали знаменитыми МАЗами и КрАЗами.
Однако запечатлён на секциях забора не только этот тяжеловес. Тут – целая «выставка» автомобилей, в разные годы выходивших на дороги страны с Ярославского автозавода. «Полуторка», двухэтажный троллейбус и автобус, похожий на бегемота, – всё это вызывает живой интерес. Подходишь ближе – едкая краска бьёт в нос. А вот и творцы этого великолепия. Взобрались на двуногие стремянки и ловко распыляют из баллончика эмаль. Она глянцем ложится на стену. Забор не узнать. Монотонный синий цвет, который и в ясную-то погоду мог подпортить настроение, исчезает под пыльцой яркой краски. Головы ребята обмотали майками, чтобы не угореть на тридцатиградусной жаре. Припасли и термос с холодным чаем, который спасает от жажды и приносит вдохновение.
Художникам не больше двадцати. Все студенты. Однако художественное образование из них никто не получает. Признаются: увлекаются граффити, ворвавшимися в их жизнь, когда они были ещё подростками. Со временем баловство и чириканье на стенах домов переросло в красочные внятные работы. Сегодня ребята уже не понимают, как можно из баллончика уродовать фасады домов, а потом удирать от разгневанных жителей и полиции. Ведь граффити – это искусство, и отдаваться ему надо полностью! При этом важны идея и её воплощение. Граффити дают возможность выразить свою индивидуальность, и занимаются им ради удовольствия. Однако если подвернётся работёнка – что-нибудь живописно разрисовать – грех от неё отказываться. Деньги лишними не бывают. Вот и забор моторного для них – совмещение приятного с полезным.
– Скоро предприятие отметит 95-летие, и администрация попросила соответствующе расписать забор. Все рисунки мы согласовали с генеральным директором и специально посетили музей предприятия. Здесь будет изображена целая история завода, начиная от первых автомобилей и заканчивая двигателями последней марки. А недавно закончили красить фрагмент, который рассказывает об участии ярославцев в Великой Отечественной войне, – говорит один из граффитистов, студент градостроительного колледжа Евгений Карев.
Но на вопрос, сколько заплатят им за труд, ребята с улыбкой отвечать отказываются.
– Вообще, эта работа для нас несложная, но хлопот доставляет! Сегодня люди к граффитчикам относятся по-разному: кто-то ругает, кто-то хвалит, – вступает в разговор другой художник – Владислав Теренев. Вот недавно было. Красим здесь забор, подъезжает мили… Ой, полиция. Выбегает полицейский с красным лицом. Левая рука на кобуре, на правом плече автомат висит. И давай нас гнать. Мы ему документы показали, что красить нам здесь можно, что мы работаем здесь. Ушёл...
С граффитистом, студентом технического университета Антоном Беляевым проходим вдоль забора. Глаз останавливается на автомобиле начала двадцатого века. Из-под колёс вырывается клуб коричневой пыли.
– Клуб пыли и трава – наша с ребятами идея. Автомобиль тёмно-серого цвета, который как-то нагоняет тоску на людей. Решили добавить зелёного цвета, но нужен был плавный переход, поэтому и появился коричневый клуб пыли, – поясняет Антон.
– А почему ты не пошёл учиться в художественное училище? – спрашиваю его.
– Сегодня нужно получить высшее образование, чтобы нормально зарабатывать. Где ты видел, чтобы художники много зарабатывали? Да и граффити не дают постоянных денег, поэтому учусь на химика-технолога. А вообще для меня не важно, где учиться, всё равно потом нужно будет головой думать.
В это время подходим с Антоном к эффектно нарисованному деревцу. Листва на нём с одной стороны зелёная, с другой – золотисто-красная.
– Таким образом мы с ребятами хотели показать, что осень сменяет лето. Ведь всё нарисованное нами должно как бы сплетаться в единое целое. Вот тут, например, ночь сменяет день, а здесь зима сменяет осень, – просвещает Антон.
Рисунок на одной из секций забора ещё не залит краской – можно наблюдать его скелет. Голубой бетон расчерчен вертикальными и горизонтальными линиями, образуя маленькие квадратики. На разлинованном поле чёрными линиями нанесён контур тягача.
– С этого начинается наша работа, – говорит Антон, хлопая ладонью по каменной плите. – Сначала мы рисуем эскиз на бумаге. Затем переносим его на стену, а уже потом приступаем к работе с краской.
В это время мимо нас проходят отец с дочкой. Девочка, щурясь от солнца, показывает рукой на нарисованную машину:
– Папа, это что за старушка?
– «Лебедь», наверное. Вроде как первый автомобиль, выпущенный на нашем заводе, – отвечает осведомлённый отец.
Гость | 02.08.2011 в 11:57 | ответить0
Вообще очень здорово, что такая идея разрисовать унылый заводской забор пришла руководству завода, это и красиво и достаточно ново, прогрессивно. не часто такое в городе увидишь, да еще и на одном из главных проспектов города и монотонная поездка на трамвае или в маршрутке превращается в маленькую экскурсию! Наталья, 40 лет.