Породистая кошка в наше время – удовольствие очень дорогое: к примеру, котёнок-британец в Ярославле стоит до 6 тысяч рублей, а в Москве могут и все 15 попросить. Многие покупатели просто не понимают, за что с них дерут такие деньги, и выбирают простую Мурку.
Мы встретились с Анной Алексеевной Барановой, зоотехником по образованию, инструктором-фелинологом (специалистом по разведению кошек) и заводчиком британских короткошёрстных кошек, полюбопытствовав, выгоден ли этот бизнес.
Оказалось, что Анна Алексеевна всегда мечтала работать с животными – это доставляет ей большое удовольствие. Разведением кошек занимается уже семь лет. Сейчас у неё питомник британских короткошёрстных кошек. Все её питомцы имеют документы системы WCF.
Для Анны Алексеевны это не просто бизнес, а, скорее, увлечение, возникшее на фоне безмерной любви к животным. С первых слов она дала понять, что на кошках много не заработаешь:
– Серьёзное грамотное разведение здоровых и породистых котят – очень затратное и хлопотное хобби, и продажа котят всего лишь слегка его окупает.
Работа заводчика, по её словам, тяжёлый и ответственный труд, требующий серьёзных физических и психологических усилий, а также немалых финансовых затрат.
Судите сами. Прежде чем начать «кошачий» бизнес, нужно очень внимательно изучить специальную литературу, обзавестись необходимыми знакомствами: хорошим ветврачом и опытным фелинологом, приобрести хотя бы одного кота-производителя, покупка которого обойдётся минимум в 20 тысяч, а в столице и во все 50. Разведение мяунов потребует наличия определённой жилплощади: ведь кроме взрослых кошек время от времени по вашему жилищу будет носиться толпа подрастающих котят. При одновременных родах нескольких кошек их может быть с десяток, а то и больше.
У Анны Алексеевны сейчас дома взрослые кот и кошка, два котёнка и... мопс. Да-да, именно мопс, не удивляйтесь, котята живут рядом с ним и постепенно привыкают к общению с собакой. Такое сожительство оказывается очень полезным, поскольку встречаются покупатели, у которых в доме уже есть пёс.
Вся эта кошачья братия приносит заводчику массу хлопот: туалеты наполняются с немыслимой скоростью, такими же темпами опустошаются и кошачьи кормушки, причём меню таких «элитных» кисок состоит не из «китекэта» и «вискаса», а из натурального мяса.
Анна Алексеевна признаётся:
– Мы с заводчиками обычно сбрасываемся и едем в агрофирму «Пахма» за целой коровой, так как покупать говяжью вырезку на местных рынках – удовольствие не из дешёвых. А специализированный корм для этих особ стоит более трёхсот рублей за килограмм. Благодаря такому рациону внешний вид кошек просто безупречен, шерсть так и лоснится.
Обычно котята до трёх месяцев живут с мамой-кошкой, а потом их забирают в новые семьи.
– Первые два месяца котята живут в своём мире, – продолжает свой рассказ о питомцах Баранова, – для них существует только мама. Но к третьему месяцу они становятся вполне самостоятельными, начинают замечать мир вокруг, понимают, что рядом есть люди, которые могут погладить, поиграть с ними, и даже начинают бороться между собой за внимание хозяина. Наблюдать за ними в это время очень интересно: котята как маленькие дети, которые только начинают познавать мир вокруг себя. Они очень активны, резвятся, играют – благо что на рынке сейчас очень большой ассортимент развивающих игрушек для животных. Надо, конечно, ещё и воспитать всех котят, приучить к лотку и когтеточке, прежде чем они попадут к своим новым владельцам. Ведь предпочтение покупатели отдают не только здоровым и красивым, но и хорошо воспитанным британцам. Бывают, конечно, и ЧП, когда кошка отказывается от котят (в моей практике этого, к счастью, не случалось). Тогда приходится отдавать котят на воспитание другой кошке либо выкармливать их искусственно, а это очень сложно. В таком случае надо сразу увольняться с работы и полностью посвящать себя воспитанию малышей: ведь только кормить их нужно каждый час.
А ещё очень важно, считает Анна Алексеевна, чтобы ваше увлечение разделяли близкие люди.
– Мой муж не сразу привык к такому сожительству, – говорит она, – но сейчас стала замечать, что он уже может и погладить малышей, и поиграет с ними. Этих плюшевых комочков просто невозможно не полюбить, вот почему так болезненно происходит расставание с ними. Конечно, больше всего переживает мамочка. Говорят, что кошки умеют считать до трёх, поэтому, когда начинаешь отдавать последнюю троицу, сразу становится заметно её волнение. А уж когда отрываешь последнего, на кошку без слёз не взглянешь, ходишь и пытаешься её отвлечь, успокоить. И в доме, и на душе сразу такая пустота, будто что-то от сердца оторвали.
Но расставаться приходится не только с маленькими питомцами, но и с котами-производителями, в которых было вложено немало сил и средств. К примеру, один из воспитанников Анны Алексеевны, кот по имени Урс (на фото), имеет титул чемпиона, он победитель выставки кошек в Вологде.
– Каждая выставка – большой стресс для животного, они напуганы и взволнованы, ведь вокруг «чужие» запахи, незнакомые люди. Многие кошки впадают в небольшой ступор. Но есть и такие, которые, наоборот, становятся очень агрессивными, даже по отношению к хозяину.
Достигнув трёхлетнего возраста, коты-производители обычно уходят на заслуженный отдых: их пристраивают в добрые руки за небольшие деньги.
Самые же дорогие, по словам Анны Алексеевны, – это племенные котята, которых покупают для выставок с целью сделать карьеру четвероногому, а также будущие коты-производители (такие обойдутся вам как минимум в 15 – 20 тысяч).
Продажа котят – бизнес сезонный. Летом спрос уменьшается, многие уезжают в отпуска, у кого-то дачи. Самый пик, конечно же, в сезон календарных праздников. Покупатели обычно люди состоятельные. Приобрести котёнка за такие деньги может позволить себе не каждый, да и последующее его содержание требует немалых затрат.
– В основном покупают котят «на подушку», – говорит Анна Алексеевна, – то есть домой, для себя, для души, часто берут в подарок друзьям, детям. Я всегда стараюсь подробно описать будущим хозяевам все тонкости содержания британцев, дать как можно больше полезных советов. Мы поддерживаем связь с покупателями и интересуемся дальнейшей судьбой наших воспитанников. Забота о благополучии любимцев и породы всегда выше личной выгоды и корыстных интересов.
Впрочем, сама жизнь всё расставляет по своим местам. Ведь в итоге выбор каждый покупатель делает сам: кто-то отдаёт бешеные деньги за пушистую роскошь, а кто-то дарит свою любовь и ласку бездомному и беспородному, но зато бесплатному крохе.