– В мае бывший келейный корпус окончательно передан монастырю. Расселяли его очень долго, – рассказала она, – сначала с помощью наших благодетелей, а когда из-за кризиса многим такая помощь стала не по силам, нелёгкую ношу окончательного расселения взяла на себя мэрия, за что мы очень благодарны и признательны всем и особенно мэру. Сейчас там идёт расчистка сгнивших конструкций, убраны поздние перегородки, в результате раскрывается первоначальная планировка.
Вместе с настоятельницей мы заходим внутрь. Длинный коридор, по обеим его сторонам двери в небольшие комнаты – бывшие кельи. В двух помещениях сохранились своды – свидетельство того, что эта часть келейного корпуса построена в XVIII – самом начале XIX века.
Работы очень много, каждый шаг в таком старом здании влечёт за собой непредвиденные затраты. Тем не менее, когда появляются хоть какие-то деньги, в первую очередь они ассигнуются на новую крышу; к осени, началу непогоды, она обязательно должна быть готова. Что касается восстановительных работ внутри, то в этом году, наверное, удастся привести в порядок только один подъезд.
– Всё, что происходит сейчас, – лишь подготовка к восстановлению корпуса, а уже такие расходы, – сокрушается матушка. – Если бы не люди – кто сам придёт и предложит помощь, кто в кружку сколько-нибудь положит – ничего бы мы не сделали. Мы живём от приношения до приношения. Бюджетной строки у монастыря нет, хотя несколько раз с такой просьбой мы обращались. Живём милостью Божьей, и если всё же что-то выходит, то это просто чудо, иначе не назовёшь. Поверите ли, бывает, нет возможности заплатить рабочим – откроешь кружку, а там как раз нужная сумма.
Рабочих консультируют известные в Ярославле специалисты, ведущий архитектор Светлана Столярова и инженер-реставратор Олег Тюриков. Работают православные строители, которым платят по возможности. Всё делается «лоскутками», но, как ни удивительно, в результате логично складывается вместе. Так что перед нами в полном смысле народная стройка, – улыбается матушка.
Как бы в ответ на такое отношение людей восстановленный келейный корпус предназначен не только монастырю, решено, что та его часть, которая выходит на улицу, станет служить всему городу – идея принадлежит владыке Кириллу. В нём откроются музей Казанского монастыря и монастырская трапезная с кафе, доступные для всех желающих. Специальное помещение получат православные врачи, которые будут вести здесь приём. Добрая половина второго этажа отводится под паломнические кельи: монастырь сможет принимать и отдельных паломников, и целые семьи.
Средства от всего этого пойдут на поддержание и дальнейшее восстановление обители. По замыслу матушки Екатерины (напомним, что по образованию она архитектор), территория монастыря должна стать ещё одним прекрасным, нарядным, полным цветов и растений уголком города. А весь монастырь, как она сказала, «духовным островом в центре нашего большого и шумного города, пристанью для отдохновения души».
Ну а сейчас ни она, ни её добровольные помощники не имеют ни минуты покоя. Ведь хлопоты с келейным корпусом только часть ремонтно-реставрационных забот, свалившихся на них в этом году. Забот, честно говоря, приятных, но требующих опять же немалых сил и средств. Как известно, в городе недавно построен новый планетарий, в результате здание Покровской церкви на улице Трефолева, в котором тот много лет располагался, возвращено монастырю.
Первые камни в основание этой церкви заложены в мае 1820 года. В 1821-м она вместе с двумя своими приделами в основном была готова, а ещё через год на неё и выстроенную к тому времени колокольню подняты кресты. Для верующих этот храм имеет особое значение. Во-первых, в отличие от Казанского собора, он тёплый. Во-вторых, а возможно, главное именно это, храм имеет большое сакральное значение: построенный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, он относится к особо почитаемым в России. Считается, что тем самым Божья Матерь простирает свой покров над городом и его жителями. И наконец, в-третьих, этот храм имеет важное градостроительное значение: когда-то здесь был ещё один вход в монастырь, Покровский храм стоит на месте маленькой надвратной церковки.
Работы в храме идут уже вовсю. Мы застали момент, когда рабочие разбирали деревянные конструкции «небесного свода», оставшиеся от старого планетария, выносили уже ненужные щиты и балки. Впереди столько работы, что и представить себе страшно. Но глаза страшатся, а руки делают.
– Бог даст и силы, и средства найдутся. Люди видят, как на глазах преобразился и продолжает преображаться собор, хочется верить, что они поддержат нас и здесь. Мы будем благодарны всякому приношению, вплоть до самого малого. Без этого нам просто не обойтись.
В прошлом году монастырю исполнилось 400 лет. Само соприкосновение с такой православной святыней – дело, за которое воздастся каждому, – убеждена настоятельница.
Прощаясь, она напомнила, что 21 июля – День празднования Казанской иконы Божией Матери. Накануне, возможно, состоится архиерейская служба, а потом обязательно крестный ход с чудотворной иконой вокруг квартала – исторической территории монастыря.