– Ирина Ильинична, скажите, пожалуйста, можно ли было избежать формирования областного бюджета с предельным дефицитом, как это сделано сегодня?
– Недавно на заседании Ярославской областной думы в рамках обсуждения темы назначения Анатолия Лисицына на пост губернатора депутаты ставили вопрос о предельном дефиците областного бюджета. Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко тогда сказал, что дефицит бюджета – это на самом деле не так уж и плохо. И я согласна с ним в том, что дефицит бюджета – это инструмент для пополнения казны, он стимулирует администрацию области и депутатов на поиск новых доходных источников.
За последние годы у нас только один раз была попытка принять бездефицитный бюджет, но и то при согласовании с депутатами в него были внесены дополнительные расходы, так что дефицит все равно появился.
– Что такое дефицит бюджета в принципе?
– Например, мы подсчитали, что соберем за год 1 млрд. рублей доходов. Затем составляем список всех необходимых расходов, которые обязаны осуществить по закону: выплата зарплаты бюджетникам, финансирование социальных статей, содержание и реконструкция дорог, обеспечение принятых целевых программ и т. д.
Таких трат набирается на 1 млрд. 150 млн. рублей. Дефицит получился 15 процентов – это предельный размер. Значит, в течение года мы должны найти 150 млн. рублей или больше дополнительных доходов в казну, чтобы погасить дефицит. Получается далеко не всегда. В этом году область также приняла бюджет с большим дефицитом, и сегодня очевидно, что администрация региона не нашла необходимый объем дополнительных доходов и вынуждена сокращать расходы по ряду статей. Такая ситуация не радует, но учит, как действовать дальше. Наша задача – добиться в течение следующего года полного погашения дефицита за счет сбора дополнительных доходов.
– За счет чего и где администрация области планирует найти необходимые средства?
– У нас появились не только новые направления деятельности в рамках работы с доходами бюджета, но и новые ответственные лица за решение этой проблемы. На 2007 год мы перераспределили часть доходов консолидированного бюджета, передав их в бюджеты муниципальных образований. Некоторые налоги они смогут контролировать и собирать на своих территориях лучше, чем если бы это делала область. За счет этого планируется найти определенный резерв доходов для пополнения казны.
В первую очередь администрация области решила передать городам и районам право устанавливать ставки и собирать единый налог на вмененный доход для предпринимателей.
– Сейчас активно обсуждается предложение областной администрации, которая якобы заставляет местные власти повышать в два раза этот налог для малого и среднего бизнеса...
– Мы никого не заставляем повышать ставки налога, что бы там ни говорили. Всем главам муниципальных образований разослали анализ ставок и размеров уплаты единого налога на вмененный доход, которые действуют у нас и в других регионах России, чтобы они ознакомились с положением дел и самостоятельно сделали выводы.
Говорят, что в случае увеличения единого налога на вмененный доход он станет непосильным бременем для малого бизнеса. Но анализ ставок и размеров платежей по этому налогу показал, что в нашей области действуют минимальные налоговые ставки, а платежи магазинов и фирм сопоставимы с налоговыми платежами физических лиц со своей зарплаты. К примеру, продовольственный магазин площадью 100 кв. метров платит налог в размере 1000 рублей в месяц. При этом многие граждане отчисляют со своей зарплаты подоходный налог в гораздо большем размере.
Даже за счет повышения налоговых ставок мы не сможем приблизиться к тем размерам платежей по единому налогу на вмененный доход, которые уплачивают предприниматели в других регионах России. Администрация Ярославской области понимает, что надо поддерживать предпринимателей и незначительное увеличение ставок налога никак нельзя расценить как давление на малый и средний бизнес.
– Какие еще налоги отданы в муниципальные образования?
– В 2007 году городам и районам полностью отданы сборы по упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса и предпринимательства. Там небольшие суммы, но вместе с ростом товарооборота и развитием бизнеса увеличиваются размеры платежей этого налога.
Также передается часть подоходного налога. Мы стимулируем таким образом местные власти максимально способствовать выводу из тени зарплат, которые предприниматели или коммерческие структуры выплачивают в конвертах. Главы администраций прекрасно знают, кто и как платит своим работникам.
– Но дело не в том, что они знают, кто скрывает доходы. Местные власти также понимают, что если предприниматели начнут полностью платить все налоги, то этот бизнес может разориться и тогда им вообще налоги не будут платить. У них сложный выбор...
– Здесь власть должна найти золотую середину, поскольку разорение легального и хорошо работающего бизнеса изза высоких налоговых платежей вряд ли будет комуто выгодно. Мы не предлагаем местным властям «душить» всех подряд. Администрация настаивает на одном – зарплата работников в малом бизнесе, на предприятиях и в организациях не должна быть ниже прожиточного минимума. По всей России и в региональном законодательстве скоро эта норма будет закреплена в нормативных актах, такое движение уже идет.
Кроме того, верстая бюджет, мы не учли в качестве доходных источников для муниципальных образований неналоговые поступления. А это большие скрытые резервы: платежи по договорам аренды земли и налоги от работающих, но незарегистрированных предприятий и организаций. В некоторых городах и районах придорожный сервис не зарегистрирован и не платит ни копейки налогов, хотя эти харчевни у всех на виду. Хорошо, что они есть и работают, но давайте жить по закону и платить налоги.
– В регионе создана специальная комиссия, которая проводит комплексную оценку использования земельных ресурсов. Планируется выработать меры по увеличению доходов и привлечению инвесторов. Что планируется сделать в первую очередь?
– В бюджете 2007 года предусмотрены расходы на проведение комплекса мероприятий по получению дополнительных доходов от использования земли. Плата за аренду земли в граничащих между собой муниципальных районах сегодня может отличаться в сотни раз и не иметь никакого обоснования. А если ставки аренды за землю и установлены на приемлемом уровне, то эти платежи просто не собираются. Так, в одном из муниципальных образований долг за аренду земли составил 82 млн. рублей – это в три раза больше, чем все налоговые доходы района за год.
Парадоксальная ситуация по земельному налогу. Сегодня ко мне пришел сотрудник, у которого 9 соток в Тутаевском районе. Ему прислали документ о необходимости уплатить налог на землю в размере 93 копеек за 2006 год. Но чтобы его лишний раз не гонять, сразу предложили заплатить налог и за 2007 год в размере 1 рубля! Думаю, расходы на бумагу, пересылку и оформление превышают этот доход. Просто казус какойто!
В связи с этим областная администрация предусматривает для городов и районов средства на проведение кадастровой оценки земли там, где она давно не проводилась. Одновременно будем финансировать расходы на разработку градостроительной документации, межевание и другие вопросы, связанные с более эффективным использованием земли. Она должна работать, вопервых, как доходный источник, а вовторых, необходимо сформировать банк инвестиционных площадок под строительство и размещение производств и бизнеса. В перспективе это принесет существенные доходы муниципальным образованиям, которые сегодня зачастую просто равны нулю.
Хочу отметить и тот факт, что администрация области не намерена поступать с успешными муниципальными образованиями так, как поступает Федерация с регионами. У нас в межбюджетных отношениях действует негласный принцип – чем больше регион получил доходов, тем больше он должен отдать в Москву. Мы не хотим воспроизводить этот порядок. Если город или район смогут собирать больше доходов и более эффективно использовать свои ресурсы, то администрация области намерена вознаграждать эти усилия дополнительными бюджетными вложениями в развитие данной территории.
– На какие цели будут тратиться средства бюджета области в 2007 году?
– В первую очередь будут профинансированы все обязательства администрации в социальной сфере, предусмотрено 15процентное повышение зарплаты бюджетников, существенное финансирование программ модернизации ЖКХ и газификации. В приоритетном порядке будем выделять средства на реализацию национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». В частности, в 2007 году мы выделяем, так же как и сегодня, около 100 млн. рублей на ремонт фельдшерскоакушерских пунктов и строительство офисов врачей общей практики. Серьезные деньги будут выделены на выполнение программ ипотечного кредитования для граждан и расселения ветхого и аварийного жилья.
Адресная инвестиционная программа областного бюджета сформирована не по принципу – дать каждому району хоть чтото. Необходимо выделить приоритеты и сконцентрировать ресурсы на решении наиболее «кричащих» проблем, связанных с неэффективным расходованием средств на ЖКХ либо с завершением строительства социальных объектов. Если мы, например, проведем модернизацию котельной, работающей на мазуте с КПД 14 процентов, и повысим ее эффективность хотя бы в несколько раз, то автоматически сокращаем затраты на ЖКХ в этом районе в будущие годы. Что касается недостроев, то они должны вводиться в эксплуатацию в первую очередь. Нет смысла распылять средства, чтобы плодить долгострои и оставлять нерешенные проблемы.
Для реализации национальной демографической политики на территории области мы принимаем ряд новых социальных выплат и пособий. В частности, в 2007 году ежемесячное пособие на ребенка увеличится со 150 до 170 рублей, на детей одиноких матерей оно вырастет на 70 процентов, до 289 рублей, а на детей многодетных родителей – на одну треть, до 221 рубля.
Одновременно с 1 января 2007 года на 20 процентов увеличивается ежемесячное пособие на второго рожденного ребенка, которое составит 204 рубля. Будет увеличено и губернаторское пособие на рождение ребенка. При появлении первенца родители смогут получить 3 тысячи рублей, второго малыша – 4 тысячи, третьего – 5 тысяч, при рождении четвертого и далее – 3 тысячи рублей. В новом году более чем в 1,5 раза вырастет пособие по беременности и родам для безработных женщин. Оно составит 550 рублей в месяц. Для поддержки многодетных семей в регионе вводится ежемесячное губернаторское пособие в размере 200 рублей на одного ребенка. Его смогут получить более 1000 семей, в которых воспитываются пять и более детей.
– Как планируется решать насущную проблему нехватки мест в детских садах, ведь очередь уже составляет более пяти тысяч человек?
– Впервые за последние годы мы выделяем в бюджете области около 60 млн. рублей. В рамках целевой программы в течение двух лет системе дошкольного образования будет передано 15 зданий для открытия в них детских садов, что позволит создать еще 53 группы. Кроме того, в регионе будут построены и открыты несколько новых детских садов. Схема решения проблемы такова: если можно приспособить существующие здания или помещения под детские сады или отдельные группы, это будет сделано. Если ничего подходящего нет, поможем муниципальным образованиям строить новые детские сады.
Еще один вариант решения проблемы стал следствием бурного роста числа приемных семей в регионе. В этом году у нас уже зарегистрировано около 200 приемных семей, в которых воспитывается около 300 детей. Их число продолжает увеличиваться. Мы планируем в течение следующего года освободить два детских дома – дети будут жить в приемных семьях, а высвободившиеся помещения после реконструкции отдадим под детские сады. Я считаю, что это будет настоящий праздник, когда вместо детского дома у нас откроется детский сад.
Другая статья расходов областного бюджета – финансирование программы подготовки к 1000летию Ярославля. Мы выделяем существенные средства на реставрацию памятников истории и культуры, строительство второй очереди обхода Ярославля с развязками и реконструкцией окружной дороги.