До праздников – премьерных презентаций этого проекта столичного «Центра телевизионного искусства» и его партнёров – продюсерской компании «Ярсинема» – ещё далеко-далёко. «Будни» и есть самое верное слово для обозначения того, что происходило с конца июня в Карабихе, а в последние две ночи – в парке двухэтажной усадьбы здесь, возле дачного Черелисино.
Деревня эта по праву должна входить в зону охраняемого ландшафта музейного комплекса Карабихи – Грешнева – Аббакумцева: до революции здесь жила семья племянника поэта, врача по профессии Владимира Фёдоровича Некрасова. После национализации барского особняка он стал штатным доктором санатория для партийных работников. В начале войны в Черелисино формировалась 288-я Ярославская Дновская стрелковая дивизия, прошедшая с боями от Волхова до Берлина, – напоминают о том мемориальный камень и деревянный поклонный крест в глубине парка, порядком заросшего, но неплохо, в общем, сохранившегося. Теперь в усадьбе, слава Богу, появился хозяин. Поставлен крест попечением Ярославской епархии. После выезда отсюда детского пульмонологического диспансера она обустраивает пустующий особняк под свою загородную резиденцию.
Но отнюдь не его свежевыкрашенные парадные фасады интересуют киноэкспедицию, а задний двор и прилегающая к нему часть парка. Здесь на несколько дней обосновался провинциальный театр из комедии «Таланты и поклонники», не сцена и не зал – закулисье, задворки «храма муз» с выходом прямо к летнему кафе в городском саду.
Тут-то и развернётся у нас на глазах главная интрига жизни героини Островского молоденькой актрисы Негиной. Угораздило её выставить за дверь одного сиятельного ухажёра из первых рядов партера, и теперь Негиной предстоит убедиться, что её поступок без последствий не остаётся. В пику её предстоящему бенефису дают сегодня оперетку «Фру-Фру» с другой исполнительницей в главной роли, в кассе бенефисного спектакля пусто, возобновление контракта с Негиной под угрозой.
На съёмках ночная смена. У реквизиторов и бутафоров начинается она в 19.00, у артистов – на час-полтора позже. Угол летнего театра, служебный выход со сцены, разноцветные китайские фонари в парке – всё готово заранее, всему своё место: обшарпанному пианино, сложенным как попало драпировкам с кистями, видавшей виды карете – говорят, она из запасников знаменитого театра Моссовета.
А вот летнее кафе возникает прямо у нас на глазах. Реквизиторы расставляют на поляне столики и кресла под белыми чехлами с пышными бантами. На ведущую в глубь парка дорожку, подсыпанную песком, укладывают похожие на длинную лестницу-стремянку рельсовые пути – по ним будет двигаться камера. Под наблюдением главного оператора Павла Трубникова парни-осветители (их здесь ласково называют «светики») распределяют по парку софиты на высоких передвижных треножниках и сразу их включают.
Каждую из пяти мощных зеркальных ламп сгустившийся вечерний сумрак сразу делает похожей сквозь листву на луну в час полнолуния. К слову, киноэкспедиция находится в «автономном плавании» с полным жизнеобеспечением: горячая еда, запас питьевой воды в стеклянных канистрах – из кафе «Актёр». Крытый автофургон, стоящий поодаль, только внешне похож на обычную фуру – это передвижная электростанция. Откуда она, видно по пропуску на переднем стекле водителя с логотипом компании «Ярсинема».
Рядом крытый автобус-малолитражка с загадочным названием «Электроточка».
– Вход, граждане, свободный, название – для маскировки, – во весь рот улыбаются шутники-электрики. – Это передвижные биотуалеты.
И с галантным поклоном приглашают:
– Добро пожаловать!
Перед тем, как услышим мы долгожданную команду «Внимание, мотор!», у одного из режиссёров-постановщиков фильма, генерального продюсера проекта, многократного лауреата премии
ТЭФИ Юрия Гольдина прямо у столиков кафе – беседа в стиле блиц с исполнительницей роли Негиной, ученицей Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, актрисой театра «Сатирикон» Кариной Андоленко.
Вполголоса вместе уточняют смысл того, что произойдёт в тот вечер на задворках «храма муз». Негина – да, попала в немилость к сильным мира сего, но она ещё не знает о задуманной Великатовым «тайной операции» с её похищением – обходительный и немногословный миллионщик, кто помнит по пьесе, неожиданно для всех позовёт её в хозяйки деревенского домика на сорок комнат с садиком на целую версту, с прудами, где плавают лебеди.
– А пока Негина видит, понимает, что все её «гнобят», – напутствует Карину режиссёр, переходя на общение в первом лице. – Сцена у вас стремительная, активная, вам нужна чья-то моральная поддержка, вы просите позвать Мелузова, своего жениха и верного советчика на все случаи жизни.
Тему «талантов и поклонников» сыграет в этой ночной сцене и массовка: по сюжету спектакль кончился, красоток из кордебалета встречают с букетами господа во фраках и котелках.
– У каждой пары есть личная жизнь, а поскольку у Островского да и в сценарии ничего про это не сказано, придётся вам её придумать, – ставит режиссёр массовке хитрую задачу.
Её актёры, кстати, не просто люди с улицы. Кто есть кто, помогает нам понять куратор массовки Ирина Жолинская. Костюмы, объясняет она, с «Мосфильма», а люди – пятьдесят на пятьдесят москвичи и наши, ярославцы. Проект малобюджетный и снимаются в основном не заработков ради, а из чистого интереса. Больше всего таких, кто работает в смену: медсёстры, охранники, продавцы-консультанты гипермаркетов. Есть люди искусства, есть и актёры профессиональные.
Перед самой командой «Мотор!» успеваем пообщаться с одной такой парой – протягивают нам свой фотоаппарат, просят снять их на память.
– Познакомились на съёмочной площадке и «пара» мы, заметьте, только по сценарию, – представляет своего кавалера выпускница Ярославского театрального института Ольга Соловьёва. – Моего любезного и очень внимательного поклонника зовут Альберт Николаевич Салихов. Он профессиональный музыкант, трубач в эстрадном оркестре имени Павлушова. Я окончила институт два года назад. Моим первым театром стал Костромской драматический имени Островского. Сыграла там шесть главных ролей, но потянуло к папе с мамой. Определиться с театром попробую дома, в Ярославле.
Впаузе съёмок просим режиссёра-постановщика прокомментировать название проекта «Бешеные деньги».
– Как мне представляется, речь идёт не о деньгах, не о денежных знаках как таковых, точнее не только и не столько о них. Наш фильм, скорее, о противостоянии двух глубинных начал русского характера и вообще человеческой души, – «с листа» размышляет Юрий Александрович Гольдин. – Эту вечную интригу, остроактуальную в наши дни, подсказали нам главные герои пьесы «Бешеные деньги». Лидия у нас – это гламур XIX века, живёт она в атмосфере игры, изящных искусств, где попробуй пойми, кто богат, кто беден, и такая жизнь непонятна банковскому маклеру Василькову, воспитанному на расчёте и логике. Нам показалось интересным исследовать непримиримый конфликт мироощущений в других измерениях по мотивам пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Лес», «Таланты и поклонники», написанных в разных жанрах и в разное время.
В конце интервью наш собеседник сказал тёплые слова в адрес компании «Ярсинема». Она взяла на себя всю организацию ярославских и костромских съёмок, помогла не только с набором массовки, но и с кастингом актёров на роли в эпизодах. При содействии ярославских партнёров натурой киноэкспедиции послужили пруд в Нижнем парке, Восточный флигель, Большой усадебный дом Карабихи, Прусовские карьеры. Без такой помощи, сказал Юрий Гольдин, «мы никогда не смогли бы реализовать задуманное».
В эти дни у старинного села Прусово будет снят финал «Талантов и поклонников». Не на перроне, не в ресторации вокзала, как у Островского, а на волжской пристани. Отсюда в светлый летний денёк суждено будет отчалить в новую жизнь Негиной и всемогущему Великатову, что купил оптом не только её бенефис, но и талант, и красоту, и наивные девичьи мечты жизнь прожить с чистой совестью.