– Что привело вас, Ваха Зайналисламович, в Ярославль на сей раз? – таким совершенно естественным вопросом встретил высокого гостя наш корреспондент.
– Привели меня сюда, прежде всего, семейные интересы. Вернулся, потому что хочу, чтобы две мои младшие дочери среднюю школу закончили и воспитание получили на родине матери, в этом красивом и хлебосольном городе, где почти четверть века назад встретились, испытали радость первых свиданий их родители.
– Вашему семейному союзу позавидуешь – как видно, не страшны ему никакие перемены политической погоды.
– Созидательное и миротворческое начало в нашей семье – моя супруга Ольга Николаевна. Она настоящая хранительница очага. Добродушна и доверчива, как ребёнок. Умеет оставаться спокойной в любых жизненных обстоятельствах.
– Какие из ярославских воспоминаний вам особенно дороги?
– Те, что останутся со мной до конца жизни. В армии был награждён знаком «За отличие в службе», как сейчас помню, первой степени. Тут сюжет для отдельного разговора. Служил я во внутренних войсках, награду получил за пресечение побега двух особо опасных преступников. Не забуду и 1988 год, когда случилась большая беда в Армении – землетрясение в Спитаке. Через Ярославский обком комсомола при содействии первого секретаря Сергея Вахрукова отправили из тогдашней Чечено-Ингушетии больше трёхсот молодых строителей и сотню единиц техники для восстановления несчастного Спитака. Их ярославские ровесники тоже туда рвались, но выручили мои земляки – у меня на родине и тогда, как и сейчас, был избыток трудовых ресурсов.
– В Ярославле есть у вас какие-то любимые места?
– С седьмого класса школы занимаюсь фотографией. Однажды из окна автобуса с Толбухинского моста удалось снять панораму с церковными куполами. Кадр неожиданно получился такой удачный, что «дембеля», независимо от национальной принадлежности, наклеивали это фото на титульный лист своих армейских тетрадок и альбомов. Так что у меня и моей супруги виды с той точки – из любимых, наравне с волжской Стрелкой, набережными и бульварами старого города. Но, конечно, самое памятное для меня ярославское воспоминание – знакомство с будущей супругой во время одной из командировок в Ярославль. Впервые увидел её в «Яргражданстрое» – наверное, это и называется любовью с первого взгляда. Помнится, секретарю генерального директора Алле с большим трудом удалось уговорить свою подругу Ольгу принять приглашение пылкого джигита на спектакль Волковского театра. Мне было тогда двадцать пять, Ольге – двадцать два...
– Как сыновья поживают?
– Спасибо за вопрос. Старшему Эмину – восемнадцать лет. Это высокий и статный парень, дружелюбный, при том что занимается боксом. Учится в техникуме по специальности «программист-связист». Компьютерщик он, видимо, по призванию. По кавказскому обычаю, с почтением относится к старшим в семье. Но человек он самостоятельный в самом лучшем смысле этого слова. В моё отсутствие все решения дома принимает сам. Адам младше его на четыре года. Владеет английским не хуже, чем русским и чеченским. Во всяком случае, в свой любимый Лондон на каникулы летает без группы, а значит, обходится без переводчика. Обожает футбол. Любимец семьи, чеченских и русских родственников.
– Догадываемся, что девочкам семейных симпатий достаётся не меньше.
– Это наше счастье. Одной красавице четыре, другой три годика. Старшая добра и рассудительна в мать. Младшая – непоседа и вольнодумец, вся в меня. У неё в семье шутливые позывные – «бандитка в юбке».
– Глядя на вас, начинаешь понимать, что никакая политика, никакой экстрим семейному счастью помешать не в силах. Мы ведь знаем, и в президенты Чеченской Республики баллотировались, и ещё до того, как на выборах победил ваш единомышленник Рамзан Кадыров, представили в правительство республики, руководству Южного федерального округа и кабинету министров России известные по Интернету и прессе проекты восстановления и развития в опоре на частно-государственное партнёрство экономики и социальной сферы региона. В чём суть ваших предложений?
– В какой-то мере объясняет это сама тема моей кандидатской диссертации – новая концепция привлечения инвестиционного капитала в реальный сектор экономики. Убеждён, необходимо полнее использовать на благо людей то, чем мы богаты: наши интеллектуальные и природные ресурсы, финансы инвесторов, в том числе и живущих за пределами Чеченской Республики. Чтобы это стало реальностью, нужны условия. Вопрос трудный: коррупция процветает. Я предлагаю, например, ограничить долю аффилированных лиц 25,1 процента акций, а остальную часть бизнеса реализовать на открытых торгах по рыночной стоимости для желающих вложиться в развитие своих малых родин. Это, на мой взгляд, может значительно облегчить возвращение в свои регионы успешных предпринимателей как из России, так и из-за рубежа.
– Читал вашу статью «Барьеры и потенциалы Северного Кавказа». О барьерах мы вкратце поговорили, можно поподробней о потенциалах – вопрос актуальный и для Ярославского края.
– Речь идёт о возможностях, не предполагающих больших капиталовложений и быстроокупаемых – о нефтегазодобыче на известных малых месторождениях, создании региональной сети модульно-блочных НПЗ с продукцией европейского качества, о выпуске стройматериалов, развитии АПК на базе нетрадиционной энергетики. Вдоль всей предгорной полосы Главного Кавказского хребта выявлены очень перспективные запасы термальных вод. Не я первый заметил, что имеем экологически чистый и сравнительно недорогой ресурс для мини-электростанций, для комплексов на защищённых грунтах по выращиванию овощей, ягод, фруктов. Независимо от погодных аномалий, на Северном Кавказе получают по три урожая в год. Это же и новые рабочие места, в том числе и в перерабатывающей отрасли, и свежие овощи и фрукты для республики, курортного кластера Южного федерального округа, для городов и сёл средней полосы России.
– Предложения востребованы?
– Проекты рассматривались на заседаниях правительства Чеченской Республики в те времена, когда я руководил аппаратом председателя правительства Сергея Абрамова. Некоторые из них реализуются.
– Нашим читателям вообще были бы интересны мысли о том, как зависит жизнь на Ярославской земле от положения дел на Северном Кавказе.
– В принципе, читатели наверняка и сами это понимают. Допустим, по публикациям об очередной вспышке религиозного экстремизма, о том, как провоцирует он националистические настроения и осложняет межнациональные отношения где-нибудь за тысячи километров – на Урале или в Москве... или в городах Центральной России. У нас один общий дом, одна судьба, одно, будем верить, доброе будущее. Наши народы зависят друг от друга так же, как в одной семье самые близкие люди. Остаётся только сожалеть, что потенциал Северного Кавказа не задействован в той мере, когда можно улучшить жизнь не только там, но и на Верхней Волге, и по всей России. Вполне очевидную выгоду грамотного использования того, что лежит у нас под ногами, я постарался обосновать в деловой записке президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. О том же и моя статья, которую вы упомянули. Надеюсь, что буду услышан. Не исключено, что мой опыт, мысли, деловые связи полезны будут и любимому Ярославлю, особенно в практике привлечения инвестиций и в вопросах энергосбережения.
– Ещё такой, Ваха Зайналисламович, сугубо деликатный вопрос: он наверняка интересует тех, кто захочет узнать о вас побольше по Интернету, да и ваших старых ярославских друзей, чтобы они не потеряли вас из виду. И в 90-е годы, и позже были вы заметной фигурой на политической арене, но все вас знали и уважали как Ваху Висаева. А теперь вы Исламов. Объясните, пожалуйста, если это не «военная тайна», секрет такого перевоплощения.
– Разочарую любителей криминала и всяческих «военных тайн». Фамилию сменил по семейным обстоятельствам. Моя мать была у отца второй женой, хотя двоежёнство было запрещено. Господь ему судья. Мне же досталась фамилия матери. От одного этого мне было как-то не по себе. Вот и решил сменить фамилию. Взял за основу часть имени моего отца, потомственного крестьянина, тяжело раненного на фронтах Великой Отечественной войны. А звали его Зайнал-Ислам. Вас такой комментарий устраивает?
– Спасибо, вполне.
На финальный вопрос о жизненных планах наш собеседник ответил так:
– Мои жизненные планы – быть полезным и нужным России и моей семье. – И с улыбкой добавил:
– А в качестве личного вклада в решение социальных проблем Ярославля для начала могу построить детский городок во дворе нашего дома на Ленинградском проспекте. Инналези, что означает – начало есть.
Ася Атаева | 06.09.2011 в 11:09 | ответить0
Ваха привет!
Гость | 09.06.2017 в 21:07 | ответить0
нормально все
Ваха | 11.09.2011 в 13:19 | ответить0
Асет привет!
Гость | 06.11.2011 в 05:12 | ответить0
Асет, привет! Что нового, как поивает твоя семья!!!