Что же сдерживает прогресс и тормозит развитие?
Большинство государственных служащих высокого ранга, включая глав республик СКФО, непосредственно или опосредованно владеют бизнес-структурами, которые, используя административный ресурс, фактически монополизировали те или иные местные или региональные рыночные ниши. За счёт получения госзаказов, за счёт широких возможностей получения банковских кредитов, за счёт «крышевания» со стороны силовых структур эти ООО и ЗАО имеют значительные неконкурентные преимущества. Всё это сковывает предпринимательскую инициативу, препятствует становлению и развитию предприятий малого бизнеса, ограничивает имеющиеся возможности создания новых рабочих мест. По сути, проявляются принципы клановости, когда приближённые к «князю» аккумулируют в своих руках значительные материальные и денежные ресурсы, включая бюджетные финансовые потоки.
Сложившаяся практика увеличивает социальную дифференциацию населения, когда престижную профессию, карьеру, собственный бизнес имеет лишь меньшинство, а подавляющее большинство населения не имеет реальных перспектив. Нарастает и усиливается чувство несправедливости существующим положением. Это порождает у активной молодёжи желание куда-нибудь уехать.
Вместе с этим усиливается влияние религиозных радикальных течений, что наряду с отсутствием перспектив является одним из факторов, способствующим вовлечению части безработной молодёжи в преступные группировки экстремистской направленности.
Как сопредседатель-координатор конгресса вайнахской диаспоры России, смею утверждать, что среди представителей коренных народов Кавказа несколько тысяч человек, занимающихся бизнесом за пределами своих республик, являются миллионерами. И этот потенциал должен и может быть вовлечён в процессы экономического развития Кавказского региона и разрешения наболевших социальных вопросов.
Считаю целесообразным на основе федерального законодательства ограничить возможность государственным служащим любого ранга, их близким родственникам и другим аффиллированным лицам владеть более чем 25,1 процента акций (долей) в предприятиях любой организационно-правовой формы. Остальную часть бизнеса следует реализовать на открытых торгах по рыночной стоимости для желающих вложиться в развитие своих малых родин. Это, на мой взгляд, может позволить вернуться в свои регионы многим предпринимателям, успешно работающим как на территории России, так и за рубежом, вместе с которыми вернутся в республики Северного Кавказа общепринятые правила и порядки ведения бизнеса и постепенно искоренятся особенности местных методов управления, препятствующие созданию конкурентной бизнес-среды.
В этой связи представляется актуальным усилить в СКФО систему взаимодействия органов государственного управления с предпринимательской средой, обратив особое внимание на всемерное развитие частно-государственного партнёрства. В этих целях целесообразно ввести должность заместителя представителя Президента РФ в
СКФО, ответственного исключительно за разработку и реализацию проектов и программ, направленных на вовлечение в хозяйственный оборот недостаточно используемых природных и трудовых ресурсов южного региона России. Таких возможностей в сфере агропромышленного комплекса, промышленности строительных материалов и других, не требующих огромных капиталовложений и быстро окупаемых, множество.
В условиях постоянно растущей стоимости энергетических ресурсов возрастает актуальность использования возобновляемых источников энергии и освоения небольших месторождений нефти и газа с организацией глубокой переработки углеводородного сырья.
Для координации деятельности государственных органов власти с бизнесом представляется целесообразным сформировать в составе аппарата СКФО департамент энергообеспечения и энергосбережения.
Основными направлениями деятельности этого департамента могли бы являться:
– строительство теплогенерирующих систем и бинарных электростанций на базе геотермальных источников энергии в СКФО;
– координация вопросов развития собственной нефтегазодобычи на выявленных малых месторождениях нефти и газа в
СКФО;
– создание региональной сети модульно-блочных НПЗ производительностью до 500 тыс. мТ в год;
– внедрение ресурсосберегающих технологий, и особенно в сфере ЖКХ.
В качестве возможного первоочередного направления частно-государственного партнёрства может быть принято за основу нижеследующее:
вдоль всей предгорной полосы Главного Кавказа разведан ряд месторождений и выявлены многочисленные проявления термальных вод. Современные технологии дают возможность использовать естественное тепло земных недр в качестве экологически чистого и экономически эффективного источника тепловой (в ряде случаев и электрической) энергии для строительства комплексов по производству овощной и фруктово-ягодной продукции на защищённых грунтах. Это может обеспечить устойчивый, независимый от погодных аномалий сбор не менее трёх урожаев в год, что существенно сократит не всегда качественные импортные поставки и полностью покроет потребности в свежих овощах и фруктах будущего рекреационно-туристического и курортно-бальнеологического кластеров СКФО. Одновременно с этим будет сформирована сырьевая база для перерабатывающих предприятий пищевой промышленности.
Целенаправленная координация только одного вышеизложенного направления использования геологического потенциала территорий СКФО позволит в короткие сроки создать значительное количество новых рабочих мест и улучшить социально-экономическую ситуацию на юге России.
Представляется также целесообразным образовать частно-государственный фонд развития территории СКФО в целях поддержки предпринимательских инициатив и стартового финансирования бизнес-проектов инновационного характера.
В той или иной степени всё вышеизложенное может относиться и к другим регионам России. Судя по сообщениям СМИ, жёны или дети некоторых губернаторов более чем успешно занимаются бизнесом и владеют значительными пакетами акций (долей) в различных коммерческих структурах. Это же имеет отношение и к ряду высокопоставленных государственных служащих федерального уровня. Если имеющийся административный ресурс задействовать не только для поддержки узкого круга «своих», но распространить на широкий круг инициативных и предприимчивых, экономическое развитие нашего государства получило бы необходимую инновационную направленность и реальное улучшение инвестиционного климата. А природные ресурсы России, которые могут быть использованы на всеобщее благо, безграничны.
На мой взгляд, всемерное развитие частно-государственного партнёрства является наиболее приемлемой альтернативой, способствующей скорейшему разрешению накопившихся социально-экономических проблем как на местном, так и на федеральном уровне.