Новоиспечённого заведующего я застала в кабинете сидящим над ворохом бумаг.
– Принимаю дела, – пояснил Борис Сергеевич Гречин, – а вообще-то я пока что и. о. заведующего. Утвердят меня в должности после аттестации, которая будет проходить, скорее всего, в сентябре.
На мою просьбу рассказать о том, как он решился прийти на поприще, которое всегда считалось чисто женским, Борис Сергеевич не стал лукавить:
– Скажу честно, немаловажным фактором являлся материальный стимул. Моя зарплата старшего преподавателя с кандидатской степенью в ЯГПУ имени Ушинского составляла всего 8 тысяч рублей. Здесь же базовая ставка –
13 тысяч рублей плюс доплата за степень. Но, конечно, на решение повлияла не только финансовая сторона. Ведь если ориентироваться только на зарабатывание денег, то можно бросить педагогику и пойти торговать водкой и колбасой. Но когда твои дети и внуки спросят тебя: «А что ты делал в жизни» – что им ответить?
Вообще, по специальности Борис Сергеевич учитель немецкого и английского языков. После института преподавал в сельской школе, затем в педколледже, потом его пригласили на работу в педагогический университет. Здесь он увлёкся вальдорфской педагогикой и даже написал диссертацию о том, как идеи Штайнера можно использовать в современных педагогических системах.
– Вроде бы всё шло по накатанной колее, студенты меня уважали, защитился, мне было интересно преподавать. Но временами на меня нападали сомнения – насколько то, что мы преподаём, применимо на практике и насколько это потребуется нашим студентам в их будущей работе? Ещё одна проблема в том, что у педагогов рано или поздно наступает «выгорание». Ежедневное эмоциональное напряжение приводит к определённой усталости. Ведь преподавательская работа в чём-то сродни актёрской. Каждая лекция – это мини-спектакль, а если не выкладываться полностью, то преподавание превратится в нудную повинность, не интересную ни студентам, ни самому педагогу.
В общем, Борис Сергеевич решил уйти из академической науки и попробовать себя в самой что ни на есть «земной» работе – воспитании дошкольников. В районном отделе образования, куда он отнёс своё заявление и резюме, кандидата наук пугали большим грузом ответственности, огромным объёмом административно-хозяйственной работы, а когда поняли, что он настроен решительно, предложили место в детском саду за Волгой.
– Поначалу сотрудники отнеслись ко мне настороженно, боялись, что я буду кого-то увольнять, кого-то лишать льгот, но потом успокоились, поняли, что я не монстр, и началась нормальная спокойная работа, – рассказывает Борис Сергеевич.
– Конечно, для нашей психологии мужчина – заведующий детским садом – это нонсенс, даже литература, предназначенная для этой категории работников, адресована напрямую женщинам (он показывает на книги на полке). Вот, читайте сами: «Настольная книга заведующей детским садом», «В помощь молодой заведующей» и так далее, – говорит Борис Сергеевич. – Дмитрий Алексеевич Сироткин, заведующий детским садом во Фрунзенском районе, рассказывал мне, что когда он начинал работать, поначалу родители, заглядывавшие к нему в кабинет, увидев мужчину, извинялись и захлопывали дверь, думая, что они ошиблись. У меня же пока с родителями контакт налаживается, особых проблем не возникает.
По мнению Бориса Сергеевича, самое сложное в работе детского сада – это как раз наладить правильные взаимоотношения с родителями воспитанников.
– Пока отношение родителей к детскому саду можно сравнить с отношением к стиральной машине, куда утром заложили ребёнка, пошли по своим делам, а вечером забрали. А если что-то не так, то можно написать заявление в прокуратуру или ещё в какие-то инстанции, где «неправильного» воспитателя накажут. Родители не осознают, что работа воспитателя – это очень тяжёлый труд за очень маленькие деньги, и если они хотят получить результат, то им нужно научиться взаимодействовать с воспитателем, общаться с ним, предупреждать об особенностях своего ребёнка, вместе выстраивать линию воспитания, – убеждён Борис Сергеевич. – Родители должны понять, что главные воспитатели – это они, но воспитатель детского сада – их помощник, и с ним нужно сотрудничать. Что особенно важно – научиться формировать у ребёнка благодарность к своему педагогу. Это то драгоценное чувство, которое обязательно нужно привить ребёнку. Самая большая ошибка родителей – это когда они при ребёнке начинают обсуждать воспитателя, критиковать его действия. Этого делать ни в коем случае нельзя. Если ребёнок будет относиться к взрослым, которые его окружают в детском саду, как к обслуге, в нём не сформируется чувства благодарности не только к работникам детского сада, но впоследствии и к учителям, да и к самим родителям. Он будет неблагодарный ко всем и вырастет несчастным человеком.
Принимая заявления от родителей поступающих детей, я вижу, что большинство из мам и пап интересуются прежде всего тем, какая у детского сада материальная база, есть ли бассейн и тому подобным. Вопросы о том, кто будущий воспитатель, задают немногие. Такие родители не понимают, что без бассейна их ребёнок сможет быть счастливым, а вот без хорошего воспитателя – нет.
Сдругой стороны, и сам детский сад зачастую не идёт на контакт с родителями, выстраивая взаимоотношения с ними только на материальной основе. К родителям обращаются, когда нужно срочно собрать деньги на ремонт, на новые шторы и так далее.
– К сожалению, детские сады поставлены в такие условия, что они вынуждены постоянно просить у родителей так называемые добровольные пожертвования, – говорит Борис Сергеевич, – и мне очень жаль, что у многих родителей формируется образ детского сада как учреждения, где всё время ходят с протянутой рукой и что-то от них требуют. Я не сторонник этого метода. Но как решать проблемы материальной базы детского сада, если деньги выделяются только на зарплату сотрудникам, питание детей и самые острые проблемы, а большинство хозяйственных вопросов – это головная боль администрации сада? Конечно, мы надеемся на помощь родителей…
Впрочем, что касается зарплаты начинающего воспитателя, который не имеет ни категории, ни стажа, то она тоже до смешного мала – базовый оклад составляет 3500 рублей. И это за 7,2-часовой рабочий день. Максимум что может получить начинающий воспитатель со всеми надбавками – за переполненную группу, за детодни, отсутствие травматизма и так далее – 5000 рублей. Из-за нехватки педагогических кадров воспитателям приходится работать в две смены, но это вряд ли принесёт пользу детям.
После такой постановки вопроса невольно начинаешь думать: а кто же за такую небольшую зарплату занимается воспитанием наших детей? На этот вопрос Борис Сергеевич ответил довольно расплывчато:
– Иногда приходят студенты выпускных курсов. Но они устраиваются в основном на лето, а потом уходят. Приходят молодые специалисты. Но для них это часто временный вариант – до того момента, когда подвернётся более денежное предложение. На постоянной основе работают по большей части люди пенсионного возраста. Когда они окончательно уйдут на пенсию, кто же будет работать дальше?
Вот заведующие и ломают голову, как на такую зарплату найти человека, который имеет высшее образование, любит детей, имеет опыт работы и хорошие рекомендации. К тому же, как считает Борис Сергеевич, работать воспитателем в детском саду может далеко не каждый педагог. Тут нужна особая жилка, чтобы человек вошёл в группу, хлопнул в ладоши и сказал: «А ну-ка, ребятки!» И ребятки тут же собрались. Это под силу далеко не каждому.
Дети сейчас стали намного сложнее. Очень много так называемых гиперактивных детей, которые требуют в два раза больше сил и энергии, чем обычные дошкольники.
На вопрос, с чем связано появление большого количества гиперактивных детей, Борис Сергеевич ответил, что причины здесь две: либо родителям некогда заниматься ребёнком, и он, что называется, из кожи вон лезет, чтобы обратить на себя внимание, либо же, наоборот, ребёнку всё позволено, нет никаких ограничений и рамок, и эта вседозволенность сводит его с ума. Со всеми подобными огрехами домашнего воспитания и приходится сталкиваться педагогам в детских садах.
Возникают сложности и с детьми, воспитывавшимися в иной культурной и религиозной среде, которых родители всё же вынуждены отдавать в обычные детские сады. Здесь происходит столкновение разных взглядов на воспитание, нравственность, и зачастую на этой почве возникают конфликты у родителей и сотрудников детских садов. Положение может спасти только открытие специализированных детских учреждений, которые в некоторых городах уже существуют – православный детский сад, мусульманский, где дети будут в той же среде, что и дома, и будут получать именно такое воспитание, которое хотят видеть их родители. Пока у нас в городе есть только Вальдорфский детский сад. Но в перспективе открытие таких учреждений необходимо, чтобы удовлетворять потребности разных семей. Пока же таких учреждений нет, нужно проводить определённую работу с родителями, пытаясь убедить их уважать не только свои взгляды, но и тех педагогов, которым они доверяют своих детей.
Ещё одна из самых актуальных сейчас проблем – это очередь в детские сады. Сейчас в городе в ожидании места в детском учреждении стоят больше двух тысяч дошколят. Что делать их родителям?
– В любом случае вам нужно записаться на ожидание в единую электронную очередь. Если есть возможность, запаситесь ходатайством учреждения, в котором вы работаете. По мере возможности департамент образования старается удовлетворять такие ходатайства, – объясняет Борис Гречин.
Для тех, у кого нет другого выхода, в детсадах стали открывать группы кратковременного пребывания, где ребёнок может находиться 3 – 4 часа, а потом его должны забрать родители. Это, на мой взгляд, очень хорошая практика.
А что делать заведующим, если с материальной базой серьёзные проблемы? Как менять прохудившиеся трубы, латать крыши, красить фасады?
– Вся надежда на спонсоров! – улыбается Борис Сергеевич. – Важно их искать. К примеру, предыдущей заведующей удалось получить для нужд детского сада цифровой фотоаппарат.
Но одно дело – фотоаппарат, а другое – ремонт. Детскому саду № 30, к примеру, требуется отремонтировать фасад. Уже были оформлены документы, составлена смета, заявка подана в вышестоящие инстанции, а результат пока нулевой. Однако Борис Сергеевич полон оптимизма – собирается составить новую заявку и идти обивать пороги инстанций.
– Пока я набираюсь опыта, общаясь с коллегами из других детских садов, которые рассказывают, чего и кого надо опасаться больше всего, – улыбается «усатый нянь». – Из их рассказов я понял, что в первую очередь нужно держать ухо востро с различными проверяющими инстанциями. Чуть что не так – сразу выпишут штраф на кругленькую сумму. Одна заведующая рассказала, что, работая первый год, каждый вечер плакала дома от большого объёма работы. Но потом стала относиться к этому всему философски. Дел много, а жизнь одна! А вообще, приходя домой, надо по возможности отключаться от рабочих проблем и заниматься семьёй, домом, иначе можно запросто заработать нервный срыв! – считает Борис Сергеевич. – Самое главное – создать доброжелательную атмосферу в коллективе, чтобы было взаимопонимание, тогда и внешние трудности легче преодолеть.
Согласны со своим руководителем и коллеги, которые по секрету сказали мне, что присутствие мужчины в коллективе является стимулирующим фактором для всех.
– Хочется лучше выглядеть, держаться всегда в форме, есть желание и настроение идти на работу, есть заинтересованность, – поделились воспитатели. Так что есть над чем поразмыслить и органам образования, чтобы поддержать почин ярославских мужчин по внедрению в систему дошкольного воспитания. От этого выиграют все: и педагоги, и дети, и их родители!
Гость | 14.07.2011 в 13:36 | ответить0
Российской науке ученые не нужны, хорошо еще востребованы заведующие детскими садами.Радостно за детей, обидно за науку.