В Ярославском зоопарке животным должно быть хорошо. Это – кредо его директора Теймураза Бараташвили. Уже в который раз здесь и снова убеждаюсь: представители фауны не испытывают никаких неудобств, даже и в жару. Зайчишки раскинулись на песке и погрузились в глубокий сон – только кончики ушей вздрагивают. И огромный красный волк развалился в клетке, раскинув лапы. На перекладине в тени расселась по ранжиру семейка сов. Енот-полоскун борется с дрёмой: пытается догрызть какую-то соломку и, не в силах, кладёт мордочку на лапки. Но кенгуру Беннетта по соседству деловито жевал листики! Ему жара привычна.
А вот куница в «Ноевом ковчеге» уютно свернулась калачиком в дупле, оставив в неприкосновенности миску с обедом – кусочками яблока и куриными шейками. Сидит и дремлет циветта, высунув кончик носа. Лишь белочки, как сумасшедшие, скачут, имитируя поиск пищи…
В «Ноевом ковчеге» есть «Пёрышко» – кружок детского творчества. Им руководит Ольга Куликова: вместе с детьми рисует, клеит красивые картинки из шерсти лам и перьев птиц, занимается другими поделками. Научить человека увидеть красоту – ещё одно кредо Теймураза Бараташвили. Он подчеркнул:
– Зоопарк – среда, где мы повышаем культурный уровень населения.
Разговор об этом зашёл, когда обсуждали тему озера Техас в Шевелюхе. Несколько раз чистили его берега уже в этом году. И всё равно отдыхающие оставляют мусор. У директора зоопарка есть твёрдое намерение связать судьбу озера с содержанием байкальской нерпы. Ни люди, ни нерпы не должны помешать друг другу.
«Ноев ковчег» – это образец высокого уровня, как нужно формировать коллекции, как ухаживать за домашней фауной – мышками, морскими свинками, птичками, как декорировать аквариумы и клетки. И это очень важно для воспитания у детей любви к природе, тем более, что юннатских кружков остаётся всё меньше. Сотрудники Ярославского зоопарка, не раз заметила во время небольшой экскурсии заместитель директора Марина Степанова, гордятся тем, что ни в каком другом зоопарке нет подобного их «Ноеву ковчегу». Это настоящий образовательный центр, здесь проводятся занятия для ярославских школьников по многообразию млекопитающих и пресмыкающихся, эволюции живой природы. В конце июня сюда приезжал Николай Дроздов, снимал фильм. Говорят, известный учёный был поражён, он ожидал увидеть обычный провинциальный зверинец…
Многое сделано с 2008 года, но и планов – громадьё. Одна из целей зоопарка – сохранение видов, которые загнаны в точку невозврата… Поэтому в планах – поиски пар для ряда животных и птиц, например, для красного волка, рыси и орлана. Здесь, между прочим, хорошо размножаются черепахи, лани, волки, амадины. Сейчас беременна альфа-самка группы сурикатов.
А директор не видит зоопарка без слонов, дальневосточных леопарда и уссурийского тигра. Ещё, говорит он, нужно учитывать запросы посетителей, которые хотят видеть здесь обезьян – пока в зоопарке лишь карликовые игрунки. Сами с кулачок, но такой умный и по-человечески внимательный взгляд, что веришь – мы братья по крови.
Теймураз Бараташвили возвращается на три года назад, когда с лёгкой руки мэра Виктора Волончунаса, который был буквально болен идеей зоопарка в Ярославле, тут начали «собирать камни» – принимать грунт, формировать рельеф.
Вместе с мэром они размышляли: куда двигаться? Разделит ли Ярославский зоопарк судьбу прочих? В конференц-зале на стене фотовыставка «Начало начал». Именно в Ярославле Бараташвили смог осуществить свою давнишнюю мечту о зоопарке, где животным должно быть вольно и хорошо.