История всегда повторяется
В газетах не принято перепечатывать свои собственные материалы. Но для этого случая мы делаем исключение. 14 июля 2005 года в «Северном крае» была опубликована корреспонденция Инны Копыловой «Ярославский «Титаник» на дне забвения». Сегодня мы перепечатываем её без малейших изменений, так, как было напечатано 6 лет назад.
В корреспонденции рассказывалось о трагедии, со дня которой сейчас исполнилось уже 78 лет. Но сколько ассоциаций возникает в связи с событием, произошедшим несколько дней назад и о котором рассказали все российские СМИ. Даже даты почти совпадают: 9 и 10 июля. И обстоятельства гибели баркаса «Четвёртый» страшно повторяются на Волге: перегруз, преступные нарушения правил посадки, бесхозяйственность руководства, халатность капитана, заинтересованного только в перевыполнении плана перевозок и экономии топлива. И даже поравнявшийся с баркасом в момент аварии пароход «Ванцетти», чья команда ошеломлённо наблюдала, как гибнут люди, вместо того чтобы броситься на помощь утопающим.
Тогда виновных в гибели «Четвёртого» сурово наказали. Но самое ужасное в том, что через десятки лет трагедия повторилась - во всех деталях. И снова на Волге.
Трагической страницей вошло в историю Ярославля 9 июля 1933 года. Во многие семьи этот день принёс горе, которое уже ничем было не облегчить.
Вто воскресенье отправились вверх по Волге на баркасе с непритязательным названием «Четвёртый» учащиеся учкомбината Северной железной дороги, работники службы эксплуатации станции Ярославль. Люди ехали на прополку в пригородное хозяйство, кто-то просто хотел провести выходной на реке. Пароходик не успел ещё выйти за пределы города, как случилась катастрофа.
В архиве сохранились документы с подробным отчётом о расследовании случившегося. Причина трагедии оказалась проста до банальности. «Совершенно неудовлетворительное состояние работы Ярославского порта, доходящее до развала... Преступное невыполнение основных правил посадки пассажиров на судно и порядка в пути следования, недопустимо слабое состояние труддисциплины среди команд судов, расхлябанность хозяйственного руководства», – читаем выводы комиссии. Ярославская пристань имела всего один баркас для пассажирского сообщения, не было средств для оказания помощи при аварии, ни одного водолаза.
Но для «Четвёртого» и его капитана Андреева было важно перевыполнить план перевозки пассажиров и сэкономить побольше топлива. И на судёнышко вместимостью 120 человек погрузили более трёхсот. Точную цифру так и не установили – билеты продавались на палубе. Капитан спокойно ушёл домой, доверив рейс помощнику. Едва баркас отошёл от причала, на нём обозначился опасный крен. Вода стала захлёстывать иллюминаторы, пассажиры в панике бросились к бортам. Помощник капитана не слушал просьб о возвращении к пристани. Некоторые стали бросаться в воду. Вдруг судно резко накренилось, мгновенно перевернулось и пошло ко дну. Глубина Волги здесь достигала 3 – 4 метров. До берега было метров сто.
Поблизости шел пароход «Ванцетти». И там ошеломлённые матросы ещё 20 – 30 минут, растерявшись, наблюдали за происходящим, вместо того чтобы рвануть на помощь гибнущим.
Многие пассажиры баркаса, наверное, так и не успели понять, что произошло. В первый день извлекли 46 утонувших, в следующие дни дежурные посты ловили трупы даже на расстоянии десяти километров ниже Ярославля. Всего было найдено 98 погибших.
Ольга Ивановна Карпичева, которой сейчас 93 года,
9 июля работала в утренней смене завода СК. Девушек отпустили на место гибели баркаса. Она до сих пор помнит, как собравшиеся у реки люди пытались спасти гибнущих: ныряли за ними, вытаскивали потерявших сознание, укладывали на берегу...
Дело об аварии баркаса «Четвёртый» рассматривала выездная сессия Верховного суда. В шести номерах «Северный» печатал подробные отчёты с процесса, проходившего в Волковском театре. Тщательно исследовались и определялись причины трагедии – преступные действия и преступное бездействие. Капитан «Четвёртого» Андреев был приговорён к расстрелу, ещё десять человек – к различным срокам наказания. Трагическая дата многие десятилетия отмечалась в городе. Люди ходили на Тугову гору, где захоронили самую большую группу утонувших.
Через несколько лет на братской могиле установили памятник-пирамиду. На мемориальной доске было написано: «В память о 46 товарищах, трагически погибших на реке Волге 9 июля 1933 г.» И на гранях пирамиды перечислены фамилии всех здесь похороненных.
Сейчас это место выглядит совсем не так. С годами всё меньше людей приходило сюда – родственники, очевидно, умирали, трагическая история забывалась. В недавнюю Троицу кто-то всё-таки скосил траву у памятника, у подножия лежало несколько цветов. Но в обветшавших вазах земля давно превратилась в камень, разбита одна из мемориальных досок монумента.
Памятник на братской могиле ветшает. В год семидесятилетия трагедии родственники погибших через многотиражку электровозоремонтного завода обратились к землякам с предложением реставрировать памятник, обустроить его территорию.
Никто не откликнулся.
Ярославский «Титаник» опустился на дно глубокого забвения.