Самая первая детская железная дорога на территории бывшего СССР открылась 24 июля 1935 года в Грузии в г. Тифлисе. Эта идея была подхвачена и другими городами. В Ярославле в 1939 году с инициативой строительства детской железной дороги выступил обком комсомола. Но данный план так и остался на стадии обсуждения, так как его воплощению в жизнь помешала начавшаяся Вторая мировая война.
Детские железные дороги были не только увлекательнейшим видом детского досуга, но и средством воспитания, отвлечения молодёжи от улицы и замечательной кузницей кадров для народного хозяйства. Вот почему вопрос о строительстве детской железной дороги вновь был поднят после окончания войны.
«Малую Ярославскую» (Северную) железную дорогу было решено строить с долевым трудовым участием всех основных предприятий города. Кроме того, над подарком маленьким ярославцам работали трудящиеся Ярославля, железнодорожники, комсомольцы в порядке массовых выходов и воскресников. Министерство путей сообщения СССР поддержало инициативу строительства детской железной дороги, включив её в так называемый титул министерства. В соответствии с приказом министра путей сообщения И. В. Ковалёва от 16 февраля 1946 года № 140/Ц «Об организации в г. Ярославле Малой (детской) железной дороги» были выделены необходимое оборудование, дополнительный подвижной состав, фирменное обмундирование для юных железнодорожников. Пока велось строительство дороги, необходимо было подготовить для неё кадры. При школах № 13, 15, 16, 37, 50 были организованы кружки, где занимались 100 ребят.
Торжественное открытие дороги «Малая Ярославская» произошло 7 июля 1946 года. Первоначально она располагалась по живописному левому берегу Волги в районе Твериц, её общая протяжённость составляла 5,5 километра, функционировали три станции – «Родина», «Волга», «Победа». Дорогу обеспечили подвижным составом: двумя паровозами и несколькими вагонами.
Итак, в чудесный солнечный июльский день сбылась мечта сотен ярославских ребятишек: отличница учёбы, ученица школы № 34 Соня Базина перерезала шёлковую ленту, преграждающую путь поезду, а ученик школы № 37 Боря Баранов под звуки Государственного гимна поднял на флагшток станции «Родина» алый стяг. Состав под звуки духового оркестра отправился в свой первый путь!
В течение первых лет существования дороги её посетили несколько десятков тысяч детей и взрослых, среди которых были иногородние гости, пионеры, школьники, воспитанники детских домов, группы детей из областной детской экскурсионно-туристической базы, люди разных профессий и специальностей. Вошло в практику проведение бесед и экскурсий с детьми лично начальником детской железной дороги А. Н. Марченко. Ярославская дорога пользовалась заслуженной славой как в городе, так и за его пределами.
Однако «Малую Ярославскую» ждала непростая судьба. Дело в том, что в связи с затоплением Горьковского водохранилища в 1958 году уровень воды в Волге поднялся, левый берег начало размывать. Совершалось это настолько быстро, что звенья рельсов со шпалами оказались повисшими над водой. Движение пришлось закрыть, что, естественно, вызвало глубокое огорчение у маленьких ярославцев. С некоторой обидой и негодованием написал в те годы письмо в редакцию газеты «Юность» юный железнодорожник, ученик школы № 49 Леонид Рябчиков: «Дорога давала нам отдых, практику, мечты (мы хотели стать настоящими железнодорожниками), нашу дружбу. Но вот Волга, а потом равнодушие каких-то начальников разрушили то, что так любили мы и все юные ярославцы».
К счастью, власти не оставили идею детской железной дороги. Её открыли на новом месте в живописнейшем Яковлевском бору. Правда, спустя 12 лет, 17 апреля 1970 года, приурочив торжество, как было заведено в те времена, к знаменательной дате – 100-летию со дня рождения Ленина.
И сегодня, спустя вот уже 65 лет, Ярославская детская железная дорога – это центр обучения и развлечения детей, способ привития юному поколению культурного досуга, практической деятельности и приобщения к будущей профессии. А для старшего поколения – это возможность выехать в лес в специально оборудованных вагонах, добраться до мест захоронения своих родственников на Игнатовском кладбище. «Малая Северная», пережив все трудности и реконструкции, несмотря на свой «почтенный возраст», по-прежнему остаётся излюбленным местом отдыха и развлечения горожан.