– Приходится пользоваться вот такими орудиями «производства». Впрочем, они хоть и примитивные, зато эффективные – помогают найти сети на любой глубине, – словно оправдываясь, говорил молодой инспектор.
Мы «протралили» устье двух рек – Великой и Туношонки, обследовали участок вдоль волжского берега, показавшийся Прибылову наиболее подозрительным, однако нигде сетей не обнаружили.
– Браконьеры стали гораздо хитрее, – пояснил Александр. – Они сейчас очень редко ставят свои снасти днём, обычно делают это по вечерам, когда темнеет, а снимают рано утром.
И всё же без «улова» наш рейд не остался. Проведя катер около полукилометра по извилистому руслу неглубокой Туношонки, старший инспектор заметил на правом берегу, у причала, две тонкие бечёвки. Оказалось, они держали верши – запрещённую рыболовную снасть, состоящую из сеток и проволочных колец. Одна верша была пуста, в другой трепыхалась мелкая плотва. От причала шла узкая тропинка и упиралась в ступеньки бетонной лестницы, ведущей к роскошному особняку.
– Искать хозяина браконьерской снасти бесполезно. Пока не поймаешь с поличным, никто не сознается, – со знанием дела заметил Александр.
На обратном пути чуть ли не через каждую сотню метров нам встречались рыбаки-любители на резиновых лодках. Причалив к семейной паре, мы поинтересовались клёвом. Мужчина поднял над головой садок, в нём было не меньше пяти-шести килограммов лещей разного калибра, в том числе довольно увесистых. Слава Богу, рыба в главной российской реке ещё не перевелась, и рыболов может вот так запросто похвастаться своим уловом даже перед рыбинспектором, не боясь, что его оштрафуют.
Но попробуй попадись, рыбак, в дни нереста, когда любая рыбалка запрещена даже обычной удочкой! В это время сотрудники Ярославского отдела госконтроля, надзора и охраны водных ресурсов, сообщил начальник отдела Алексей Чикалёв, потрудились особенно эффективно. Провели 380 рейдов, составили 447 протоколов за нарушение правил рыболовства и правил охраны среды обитания, привлекли к административной ответственности свыше 400 человек, наложили около полумиллиона рублей штрафов, передали в следственные органы около сотни материалов. У задержанных нарушителей было изъято почти две тонны рыбы, одна моторная и 11 надувных лодок, свыше 300 запрещённых орудий лова, в основном сетей китайского производства.
– Парадоксально, что ввоз в нашу страну этой дешёвой продукции из Китая запрещён, а соответствующий закон о запрете продажи отсутствует, – возмущается Алексей Аронович. – Когда в прежние времена браконьеры пользовались плетёными сетями, они не оставляли их в водоёмах. Сейчас дешевизна привела к тому, что жаберные сети бросают в массовых количествах, и рыба, попадая в них, просто-напросто гибнет.
Внесовершенном российском законодательстве, как в худой рыбацкой сети, есть немало других прорех, которые приводят к истощению рыбных запасов. Да и сама служба рыбоохраны после проведения многочисленных реформ так и не приобрела совершенства и значительно отстаёт от прежней, действовавшей десятилетия назад. Так, до создания Федерального агентства по рыболовству в штате Ярославского управления числилось более ста человек, а сейчас на ту же самую территорию приходится всего 18 специалистов. В доброй половине районов области государственных инспекторов нет вообще. Подразделение в Брейтове и двух соседних районах, например, состоит из трёх человек! Немудрено, что именно в Брейтовском районе вся «теневая» экономика связана с незаконным рыбным промыслом, который процветает на берегу Рыбинского водохранилища.
И нынешняя «государева» служба рыбоохраны переломить эту ситуацию не может. Когда в прежние годы вооружённые огнестрельным оружием опергруппы на специальных катерах ежедневно патрулировали водоёмы, они представляли реальную силу и могли противодействовать любым браконьерам. Сегодня наиболее крутые «рыбные бизнесмены», оснащённые скоростными катерами и эхолотами, только усмехаются, когда видят тихоходные казанки рыбинспекторов. О чём говорить, если даже сотовые телефоны положено иметь только старшим инспекторам!
Удивительно, но и в этих условиях Ярославский межрегиональный отдел умудряется добиваться весомых результатов. Возможно, потому, что старается действовать в тесном контакте с управлением внутренних дел и общественными инспекторами рыбопромысловых участков. Особенно значительную помощь оказали нынче сотрудники УВД, проведя операцию под условным названием «Нерест». В ходе оперативно-профилактических мероприятий у браконьеров было изъято более 200 сетей, возбуждено 177 уголовных дел по статье 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений». Несложно подсчитать, что общий «метраж» всех изъятых с начала года орудий лова составил более 40 километров!