Накануне Дня морского и речного флота мы встретились с Михаилом Киселёвым. За спиной моряка речное училище в Омске, Московский институт инженеров водного транспорта, аспирантура Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций. А потом – штурман на судах «река-море», на нефтяном грузовом флоте. Работал на Крайнем Севере, доставлял ракетное топливо для секретных объектов... И в мыслях не было сменить бескрайнее море на сушу, но в семидесятых Киселёва направили преподавать в родное Омское речное училище, которое он вскоре возглавил. Михаилу Павловичу даже предлагали проректорскую должность в Морской академии имени адмирала Макарова, но он отказался. И уехал в провинцию, стал начальником Рыбинского филиала академии водного транспорта.
Приехал и ахнул – в училище разруха, грязь, заросли вокруг. Курсанты в «гражданке», курят где попало... Он жёстко взялся за наведение порядка и своего добился.
Мы вышли с Михаилом Павловичем в тенистый скверик во дворе училища после того, как отшумело торжественное вручение дипломов курсантам. Часть ребят и девушек-судоводителей, не дожидаясь выпускного, ушли в плавание, кого-то забрали в армию. Другие будут поступать в вузы или искать работу. Большинство действительно мечтают о флоте. Но какой он сегодня, российский речной флот? И почему бывалый моряк задал свои непраздные вопросы премьеру? Да потому что наболело.
Училище, которому нынче будет 135 лет, готовит специалистов, способных работать на современных судах с новейшими технологиями, которые широко используются в других странах. Но не в России. Российские суда построены 30 – 40 лет назад! Мы не закупаем, как раньше, сухогрузы и нефтеналивные суда за границей, но и свои не строим. Из «каменного века» и технический флот, который обязан обеспечивать гарантированные глубины судоходству. И что самое обидное – из флота уходят настоящие морские волки, лучшие спецы. Вместо стабильных судовых экипажей, уходящих в плавание на всю навигацию, сегодня сплошь работающие вахтовым методом и ни за что не отвечающие. Потому и спрашивал рыбинский моряк премьера: будет ли у курсантов училища надежная перспектива в России?
Многие из них хотят работать на флоте. В прошлом году в «Макаровку» ушли более 20 человек, многие поступили в Питер – в университет водных коммуникаций. Моряков зовут на север. Можно заработать, только жить там, создавать семьи ребята не хотят – нет нормальных условий. Финляндия, к примеру, тот же север. Но не спешит возвращаться из сурового климата в Россию один из выпускников училища, говорит, до пенсии останусь в загранке. А пенсия там 150 тысяч в рублях.
Понятно, обо всём премьеру в две минуты не расскажешь. А хотел бы рассказать Михаил Павлович и о проблемах профессиональной подготовки моряков:
– Судоводитель и судомеханик должны иметь несколько сертификатов. Ведь чтобы их получить, они обязаны пройти ежегодно шестимесячную практику в плавании, отработать на тренажёрах.
Инструктор как минимум должен быть капитаном дальнего плавания со знанием английского языка в совершенстве. Такой спец сегодня получает на Западе до 25 тысяч долларов в месяц. А мы ему можем предложить только
5 тысяч рублей. Потому и нет обновления кадров, классные специалисты на такую зарплату не пойдут. А неклассный – кого он подготовит? – разводит руками мой собеседник.
Так и есть – курсантов-выпускников провожали во взрослую жизнь в основном седые технари в парадной форме, верные делу всей своей жизни.
Михаил Киселёв побывал во многих зарубежных «мореходках». И первое, что бросилось в глаза – там училища занимаются исключительно подготовкой кадров. А всё, что касается безопасности и быта курсантов, обеспечивают специализированные организации за государственные деньги. Наши всё делают сами – учат, ремонтируют, охраняют... Уже лет двадцать пустует здание общежития. Киселёв с командой предложили его капитально отремонтировать и переселить туда курсантов. А освобождённый корпус переоборудовать под учебные классы, которых училищу очень не хватает. Есть проект. Но вердикт сверху один – денег нет! Поэтому училище вынуждено вести занятия в две смены.
Михаил Киселёв добился, чтобы курсанты в учебное время были в форменной одежде, всегда опрятны и подтянуты. Но куда сложней другое. Раньше, отучившись четыре года на дневном отделении, курсант получал один диплом, к примеру, судоводителя с правом эксплуатации энергетических установок. Совмещение сразу двух профессий давало мальчишкам большие преимущества в поиске работы. Но Министерство образования утвердило новые стандарты и программы, совершенно далёкие от реальной потребности флота. И вот он – чистый судоводитель или чистый судомеханик. А впереди – плавание по системе «река–море», где надо быть и тем, и другим.
– Если мы не заставим курсанта получить два государственных диплома, парень окажется за бортом, потому что проиграет в конкуренции на рынке труда. Для этого мальчишки учатся одновременно и на дневном отделении, и на вечернем. Это сложно, но ребят поддерживают родители, – рассказывает начальник училища.
Не случайно выпускники Рыбинского речного училища пользуются спросом в загранке. Киселёв был во многих странах и понял, в чём наше училище превосходит иностранные. У нас выпускают специалистов в системе «река-море», а там – либо река, либо море. Наш моряк может провести судно от одного порта до другого без лоцмана, экономя для судовладельца и время, и деньги. Только платят россиянам гораздо меньше, чем своим. Так для кого мы готовим специалистов за государственные деньги? Резонный вопрос Михаила Киселёва.
Путин, выслушав рыбинского моряка, согласился:
– Непростой вопрос. Но у нас и в рамках программы развития транспорта страны до 2030 года, и в рамках программы судостроения заложены необходимые ресурсы для возрождения отечественного судостроения и для реконструкции гидротехнических сооружений. Эти средства мы начали закладывать в необходимом объёме для реализации целей, которые вы сформулировали. Конечно, сразу в один удар мы этого сделать не сможем. Но мы, безусловно, будем возрождать отечественное судостроение, в том числе и речное. Поэтому можете смело сказать своим курсантам – перспективы есть!
Когда же увидят их на горизонте ученики рыбинского моряка?
Леденева Татьяна. Омск | 08.02.2012 в 18:06 | ответить0
Будем надеяться, что когда-то наш флот возродится! Спасибо, Михаил Павлович!