Конвенцию ООН в 1994 году ратифицировала и Российская Федерация. Что это было за время для нашей страны, россияне хорошо помнят. С трудом выживали, приспосабливаясь к переменам, взрослые. Многим из них было, честно говоря, не до детей. Рождаемость в стране упала. Но и из тех, кто появился на свет, не всем повезло в самом главном: нет у них рядом мамы. Так уж случилось.
Вот они, эти мальчишки и девчонки – воспитанники ярославского интерната № 9 – самого большого в области. Сегодня здесь живут и учатся 188 детей от трех до восемнадцати лет. И только каждый шестой из них действительно сирота, у остальных родители лишены родительских прав.
– Есть, правда, и те, кто попал в приютское учреждение изза материальных трудностей в семье. Но большинство все же именно социальные сироты, – говорит заместитель директора интерната, кандидат педагогических наук Наталья Александровна Петрушкова.
Статус социального сироты зачастую тянет за собой другой, обусловленный диагнозом ЗПР – задержка психического развития. Он хоть и считается медицинским, на самом деле просто подтверждает, насколько тяжелы могут быть для ребенка последствия одиночества и невнимания со стороны взрослых, в первую очередь самых близких людей. Преодолеть это и стараются в интернате. Здесь работает большой коллектив педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов и логопедов, цель которых – помочь ребенку не просто адаптироваться в обстоятельствах, но и найти свое место в жизни, поверить в себя. Что это удается, подтверждают и многочисленные грамоты на стенах в кабинете директора интерната, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Ирины Николаевны Закатовой. Грамотами отмечены победы в спортивных соревнованиях, конкурсах, на выставках.
Работает Закатова в интернате год. За воспитанниками этого учреждения тогда прочно закрепилась репутация труднейших. Не случайно они лидировали в числе «беглецов», ежегодно около трех десятков ребят сбегали из интерната. Их искали, возвращали на место, но побеги продолжались. Сейчас здесь за год «отметились» всего пять беглецов, в основном те, кто только поступил сюда. Место пребывания их в интернате знают и надеются, что и эти мальчишки поймут, что не в побегах счастье.
Убедить в этом других удалось конкретным делом. В интернате работают кружки и секции, в которых ребята не просто находят, чем себя занять, но и постигают, возможно, азы будущей профессии, раскрывают свои таланты, которые вполне помогут им впоследствии встать на ноги. Здесь работает с детьми профессиональный художник, Ирина Николаевна вместе с ним задумали устроить свой «Лувр», в котором обязательно найдется место для творчества всех воспитанников.
Ребята осваивают и компьютеры. Их интернату помогают приобретать верные друзья и помощники, члены созданного здесь год назад попечительского совета, в который вошли известные и уважаемые люди города, руководители промышленных предприятий. Вчера мы буквально в дверях столкнулись с целой делегацией завода «Красный маяк». С помощью этого предприятия, сказала Ирина Николаевна, через полгода будет капитально отремонтирован спортивный зал. Хорошо, что Алеша Косульников успеет потренироваться в этом зале. Мальчик учится в восьмом классе и собирается поступать в училище МЧС, приглашение из которого пришло в интернат.
А вот Вере Кизимовой все пророчат карьеру певицы. Девочка уже довольно успешно выступала на целом ряде конкурсов и даже побывала в Сочи на «Кинотаврике», где Иосиф Кобзон собирал юные дарования и лично наградил ее и интернатовский ансамбль «Формула» своим призом. Учится Вера сейчас в 9м классе и хотела бы поступить в училище культуры, но сегодня далеко не все средние специальные учреждения могут дать сиротам места в общежитии.
Конечно, по закону всем воспитанникам детдомов и интернатов должны предоставляться приоритетные права и в продолжении образования, и в получении жилья, как только ребенок покидает стены приютского учреждения. Но вот в собственной квартире юноша или девушка даже при ее наличии могут поселиться только по достижении восемнадцати лет. А как быть, если ребята заканчивают школьное обучение в 17 лет?
Руслану Левину как раз будет 18, когда закончит школу. У него есть собственное жилье и вполне конкретное представление о своем будущем. Парень хочет выучиться на автослесаря, руки у него работящие, умелые, говорят педагоги, и за Руслана они спокойны. Но нередко ктото из ребят, закончив образование в интернате, все равно продолжает жить в нем, куда же денешься?
Правда, на вопрос о том, нравится ли здесь, далеко не все воспитанники отвечают «да». Одни уходят от ответа, отводя глаза, другие откровенно признаются: надоело. Психолог Виктория Валентиновна Горгола понимает их. В интернате многие провели всю свою жизнь. Здесь у ребенка нет ни метра своего пространства, вся жизнь на виду, объясняет она, и ребята с ней согласны. Хотя, конечно, признаются: здесь у них и лучшие друзья, и надежные защитники.
Покинув интернат, многие продолжают сохранять дружбу, заглядывают на огонек и сюда, на Клубную, 40. А случается, интернатовские создают и семейные пары.
Больная тема в интернате – семья. Поговори с любым из воспитанников – и сразу ясно, ребята мечтают о ней. Случается, рассказывает Ирина Николаевна, мамам и папам, пересмотревшим свою жизнь, переоценившим ее, возвращают родительские права. Счастью таких детей нет границ. Хотя и «заблудших», своих мам и пап ребята все равно жалеют и всегда вспоминают. Помнят и умерших. Однажды Ирина Николаевна привела их в Яковлевскую церковь, настоятель которой отец Георгий стал недавно духовно окормлять это учебное заведение. Все, кто пришел, сразу подошли со свечами к столику, на котором горели поминальные свечи. В память о родных ребята поставили и свои и только после этого зажгли свечи за исполнение собственного желания.
Разгадывать его, наверное, долго не надо. Пусть оно сбудется.