Вот и на одном из крупнейших предприятий – ОАО «Автодизель» рационализаторское движение притормозило: заметно поубавилась численность новаторов, скромнее выглядят суммы экономического эффекта. Тем не менее по сравнению с другими предприятиями Ярославский моторный завод ещё выглядит молодцом. Так, на последнем областном конкурсе рационализаторов и изобретателей представители ЯМЗ заняли первое и третье места. В минувшем году эффект от использования предложений рабочих и инженеров превысил 43 миллиона рублей, они помогли заводу сэкономить свыше 170 тонн металла, значительно снизить трудоёмкость на многих производственных участках.
– Сегодня на моторном предприятии трудятся более 180 рационализаторов и изобретателей, – сообщил нам ведущий специалист отдела развития Александр Денежкин. – Среди них есть и молодые новаторы. Один из них – Андрей Никифоров, ведущий инженер-технолог инструментального производства. В его активе уже два серьёзных рацпредложения с общим экономическим эффектом около 450 тысяч рублей.
Андрей встретил нас у заводской проходной и, пока мы добирались до «инструменталки» по лабиринту заводских улиц, с увлечением говорил, как «пыхтел» над решением технических проблем, с которыми во время учёбы в техническом университете ему сталкиваться не приходилось. Тридцать лет Никифорову исполнится в августе. Диплом он защитил два года назад, поэтому молодой специалист ещё живёт тёплыми воспоминаниями о студенческом времени.
– Я учился на заочном отделении и одновременно работал инженером-технологом, – рассказывал Андрей. – Когда-то здесь был инструментальный завод, и работали на нём полторы тысячи специалистов, а сегодня в результате оптимизации осталась только треть. Наша задача – обеспечивать участки основного производства технологической оснасткой и инструментом. Номенклатура большая, поэтому приходится крутиться, а иногда даже «выкручиваться».
И привёл пример, как ещё три года назад на заводе возник дефицит шлифовальных кругов, постоянный поставщик которых прекратил их выпуск. Никифорову пришлось срочно искать замену, потом проектировать специальное приспособление для установки новых кругов – более дешёвых, но не подходивших по размерам.
Это была «проба пера» молодого рационализатора. С задачей он справился успешно, получил свидетельство и первый «гонорар» – полторы тысячи рублей. Второе его предложение было посерьёзнее, только на проектирование очередной новинки и оформление необходимой документации Андрею понадобилось полгода.
Зато годовой экономический эффект, по подсчётам специалистов предприятия, составил 382 тысячи рублей! Соответственно в четыре раза возросла и сумма второго вознаграждения новатора.
– За пять лет работы на заводе Андрей изучил производственные проблемы и знает, как их решать. Мысли у него яркие, предложения смелые, – говорит о своём коллеге инженер-технолог по термообработке Надежда Букина.
Никифоров признаёт: огромную роль в его становлении как инженера сыграла учёба в университете. Диплом он защищал по теме «Компьютерная интегрированная конструкторско-технологическая подготовка производства», поэтому легко справился с разработкой нового модуля для электронной базы данных в корпоративно-информационной системе управления предприятием. Не скрывает он и своего недовольства тем, как сдаёт былые позиции инструментальное производство.
– В процессе оптимизации у нас исчезли целые участки производства. Нет гальваники, хромирования, участка специальных приспособлений, не развивается собственное производство инструментов и в то же время укрупняется бюро по его закупке, – анализирует ситуацию молодой инженер. – Значит, возрастает зависимость от импортных поставок. Может, сегодня это экономически выгодно, но ведь надо и о будущем думать.
Своё личное будущее Андрей связывает со строительством… яхты. Когда после школы он поступил в автомеханический техникум, стал посещать занятия в Ярославской парусной школе и не на шутку «заболел морской болезнью». Ходил под парусом в Рыбинском водохранилище, Онежском озере и мечтает добраться до Белого и Баренцева морей. А для этого спроектировал на компьютере крейсерскую яхту и уже достраивает из пластика и стеклоткани её корпус – 8,5 метра в длину и 2,5 метра в ширину.
– Думаю, к следующему лету мне удастся спустить её на воду, – делится планами будущий мореход.