Перед началом любых строительных работ в охранных зонах исторических городов закон предписывает проведение археологических исследований. Раскопки, полностью профинансированные инвестором строительства Корпорацией развития «Золотое кольцо», вела в границах древнего Рубленого города на участке площадью 770 квадратных метров ярославская экспедиция Института археологии РАН.
О партнёрском сотрудничестве его специалистов с заказчиками и проектировщиками, о результатах поисковых работ, о значении находок для истории одного из древнейших русских городов и для его современного развития и пойдёт сегодня речь.
Начинается новый полевой сезон археологов, так что быть им сейчас в центре общественного внимания, можно сказать, сам Бог велел. А главное – веский повод для этого дают впечатляющие результаты последних сезонов экспедиции специалистов Института археологии РАН. Велись работы в местах основания первой русской крепости на Волге – ещё на площадках строительства кафедрального Успенского собора и рядом в границах Рубленого города, на незастроенной территории Волжской набережной между Митрополичьими палатами и бывшим домом причта соседнего Ильинско-Тихоновского храма.
Собрана огромная коллекция находок из истории древнего Ярославля – 3000 предметов: нательные кресты, иконы, лепная керамика, костяные гребни, остатки грузил и рыболовных крючков. Есть в этой коллекции и осколки витражных стёкол из Успенского собора 1215 года, и железные писала времён Батыева нашествия – текст наносили на дощечку, покрытую воском. Среди самых значимых находок – личная печать первого ярославского удельного князя Всеволода Константиновича. Он княжил с 1210 года и погиб в битве на Сити. К слову, это отец князей Василия и Константина, причисленных впоследствии к лику святых.
Ещё одна замечательная находка: монета-дирхем Х века исламской династии Бувейхидов, воинствующих горцев с южного побережья Каспия. Этот раритет, как и сирийские кубки, и обломки византийских амфор – прямое доказательство того, как широко тысячу лет назад торговали наши предки по волжскому пути из варяг в греки.
– Город – живой организм, и ему нужно развитие, – говорит Ася Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН, кандидат исторических наук. – Строятся новые здания, проводятся коммуникации. В этом и состоит цель археологических работ – извлечь научную информацию из всех культурных слоёв. Для этого по определённой методике проводятся раскопки. Слой разбирают по пластам, тщательно всё фиксируя, фотографируя и зарисовывая. Все находки собираются, определяется их возраст, тип, составляются описи и передаются в музеи. Задача учёных – получить максимально полную информацию о жизни предыдущих поколений. Для учёных важны находки не только очень древние – предметы XVI – XVII и даже XVIII веков тоже дают много исторической информации. Одним из результатов раскопок на Стрелке стали обнаруженные фундаменты церкви Иоанна Златоуста, разрушенной в 1930-х годах. Но, конечно же, возраст большинства археологических находок насчитывает сотни лет.
По информации, полученной из Ярославской епархии, восстанавливать эту церковь не планируется, но память о том месте, убеждены в епархии, нужно сохранить.
– После того, как узнали, что здесь стоял храм, мы проект переработали, – разговор продолжает Игорь Нурмухамедов, руководитель проекта строительства гостиницы. – Строить на развалинах храма мы посчитали для себя невозможным прежде всего с моральной точки зрения. Поэтому решили сдвинуть площадку, чтобы не навредить фундаментам, а заодно и уменьшили её. Фундаменты археологами законсервированы. Впоследствии они будут открыты для свободного осмотра горожанами и гостями Ярославля.
Пример цивилизованного делового сотрудничества с археологами заказчиков привёл и автор проекта – главный архитектор столичного творческого объединения «Резерв» Владимир Плоткин. Одна из находок на Стрелке – резная белокаменная деталь декора с фасада Успенского собора 1215 года – дала архитекторам подсказку для ажурной орнаментики белокаменных стен будущей гостиницы.
После лабораторных исследований всю коллекцию принял Ярославский музей-заповедник. Контакты с его специалистами экспедиция установила с первых же дней работы. Что-то попадало в музей прямо из раскопов – например, средневековый пояс, сплетённый из овечьей шерсти. Чтобы сохранить его для науки, пояс надо было срочно реставрировать. Эту тонкую операцию, требующую от реставраторов высокого мастерства, и провёл по просьбе экспедиции музей.
Продолжая изучение ярославских находок по описям и компьютерным моделям в формате 3D, институт успел издать о ярославских раскопках монографию, – передал её в библиотеку музея-заповедника. А подлинниками разбогател Ярославль. Коллекция новых находок позволила музею-заповеднику археологическую экспозицию из истории древнего Ярославля развернуть с продолжением – в трёх залах, и это ещё не всё, что поступило в его фонды.
– Научная информация, полученная в ходе раскопок, представляет огромную ценность, – уверена Ася Энговатова. – История тысячелетнего Ярославля стала более зримой. Теперь очень важно, чтобы коллекцию увидели не только учёные, знатоки и любители старины, но и все жители города, прежде всего школьники и студенты. Что касается фрагментов фундаментов церкви Иоанна Златоуста, инвестор строительства гостиницы принял решение музеефицировать их. Таким образом, в Ярославле появится своеобразный музей под открытым небом. Возможно, в нём будут представлены и археологические находки. Мы приветствуем такой подход, так как он демонстрирует уважение к истории.