Пресс-секретарь СЖД Светлана Шубина добавила, что когда она в мае звонила Владимиру Ивановичу, чтобы договориться о выезде в тундру на снегоходах, он сказал, что «у них идёт снегоборьба», так что в тундру не проехать...
К счастью, к нашему приезду снег остался только в предгорьях, кругом зеленела травка и ковром расстилались карликовые берёзки. Мы прогулялись по станции, посмотрели общежитие, где отдыхают локомотивные бригады после рейсов, пообщались с молодыми ребятами – машинистами и помощниками. Спросили, как у них складываются отношения с местными жителями-оленеводами. Они рассказали, что, случается, олени выбегают на пути и попадают под поезд. Тогда отношения становятся напряжёнными – оленеводы могут в отместку начать палить из ружей по поезду.
– Вообще-то, когда идёт массовый перегон оленей, оленеводы заранее сообщают на станцию, и мы даём предупреждение машинистам, чтобы были аккуратнее в местах возможного выхода оленей, – добавил Владимир Соколов, – но, конечно, бывают и бродячие олени, которые внезапно выбегают на полотно, тогда уже столкновение предотвратить сложно. А вообще с местными народностями отношения у нас нейтральные, мы с ними мало пересекаемся. В основном, только когда они приезжают в посёлок за продуктами. Правда, недавно к нам пришёл парень устраиваться на работу на железную дорогу. В дипломе у него была запись «оленевод».
– И как, работает?
– Да нет, сбежал, – улыбается Владимир Иванович.
– Почему сбежал?
– Ну как почему? Они ж, как цыгане: привыкли кочевать, оседлой жизни долго вынести не могут.
...Нам предложили прокатиться на вездеходах по тундре. Вездеходы ТМ-130 с виду напоминают танки – огромные машины с люками наверху на гусеничном ходу. На этих машинах железнодорожники объезжают пути, выезжают при необходимости в тундру. На другом транспорте здесь не проехать: дорог нет, а путь то и дело пересекают речки и болота. Стоимость одной такой машины – пять миллионов рублей. На вездеходах ездят даже в Воркуту.
– До неё отсюда по прямой всего 50 километров, – объяснил Владимир Соколов, – два часа езды на вездеходе.
Поездка по тундре оставила незабываемые ощущения. Машина, как настоящий танк, движется, сминая всё на своём пути, по речкам, по кустам и деревьям, только вот в болото заезжать наш водитель не рискнул.
В тундре сделали остановку, гуляли по берегу реки, где ещё лежит снег и лёд, фотографировались на снегу в шортах и майках. Погода стояла тёплая – около 20 градусов. На память о тундре решили взять с собой несколько карликовых берёзок – авось приживутся!
Наш водитель – главный механик путевой части номер 37 Владимир Егоров, как истинный богатырь, выкопал их из земли прямо руками. Предложил потрогать землю на глубине полметра. Потрогали – руку охватил холод. Вот она – вечная мерзлота, где никакая жизнь существовать не может! Потому и корни у берёзок короткие и стелются по земле, прикрытые сверху мхом.
На обратном пути в тундре видели гусей, куропаток. Они совсем не боялись нашего вездехода, кружились над нами, как будто позировали на камеру.
Налево – Европа, направо – Азия
Следующая станция, обозначенная в нашем путевом листе, – Полярный Урал. Это красивое название дано ей не случайно – именно здесь проходит граница между Европой и Азией. В полкилометре от станции установлен знак, обозначающий географическую границу. Слева остаётся Европа, а справа начинается Азия. Пассажиры нашего поезда высыпали из вагонов, чтобы сфотографироваться у знака.
Следующая остановка на станции Собь. Взгляду открывается неземная красота. Горы подошли к самой железной дороге, окружили её со всех сторон. У подножия гор неспешно несёт свои воды река Собь. Через неё был перекинут навесной мостик, который раскачивался как качели. Мы дошли до середины моста, пофотографировались на фоне гор. Навстречу нам попались мужчина и женщина в спортивных костюмах. Разговорились. Они из Воркуты, приехали покататься на горных лыжах. Оказывается, сезон ещё не закрыт.
Мы расспросили воркутинцев о местной жизни. Ситуацию они описали приблизительно так же, как и обходчики. Славившиеся когда-то на весь Советский Союз города Воркута и Инта, считавшиеся «угольной столицей мира», теперь пустеют. За последние годы Воркуту, население которой в конце 80-х превышало миллион человек, покинуло более ста тысяч жителей. Да и те, кто остался, долго задерживаться не собираются.
Вечером четвёртого дня нашего путешествия наш поезд прибыл на станцию Лабытнанги. Рано утром – в 7.00 по московскому времени – отправились на полуостров Ямал, который от города Лабытнанги отделяет водная гладь реки Оби. Моста нет, зато каждые 15 минут подъезжает паром, чтобы перевезти желающих с одного берега на другой. Для легковых автомобилей проезд бесплатный. Есть только такса на большегрузные машины.
Пока мы переправлялись на пароме, сотрудник местного музея Ирина Оготенко, ненка по национальности, рассказывала об истории края.
(Окончание следует.)
Гость | 22.06.2011 в 15:52 | ответить0
Словно сам побывал на крайнем севере! Но грустно, не храним мы наших богатств, разбазариваем и южные земли, и северные.