Здесь оказалась я у Ирины Александровны Масловой, недавней сотрудницы отдела опеки. Затруднившись, кого бы выбрать, она «вдруг» вспомнила, что самое многодетное такое сообщество – её собственная семья: трое своих кровных детей и шестеро приёмных. Тут уж поиски прекратились, и мы отправились путешествовать в далёкое прошлое. К бабушке Екатерине Пименовне, чья светлая память у Масловых чтится особо. Сама Ирина при любом жизненном затруднении тут же воспоминаниями возвращается в то время, когда бабушка, отпустив мужа на фронт, одна воспитывала семерых детей. В такое-то тяжёлое время. Бабушка и в воспитании всех своих многочисленных внуков активно участвовала, и даже правнуков дождалась. До сих пор среди устоев масловского семей-ства главное: трудности там, где их ищут. А, кажется, в таком семействе куда ни глянь – везде проблемы. Только Ирина не раз в нашем разговоре подчеркнула: мы с мужем Виктором, с нашими детьми выбрали именно такой образ жизни, поэтому ни на что не жалуемся и все вместе друг другу помогаем. Это наше решение.
Виктор закончил сельхоз-академию, Ирина – факультет начального образования в
пединституте. У них трое своих детей: Саше – 22 года, по специальности строитель, живёт с родителями. Восемнадцатилетняя Юлия – студентка факультета дошкольного образования, учит английский и немецкий языки. Школьница Алёна – ещё и на гитаре играет.
Ирина тринадцать лет проработала в Любимском детдоме – со дня его открытия. Насмотрелась на своих воспитанников – за спиной у каждого трагедия, часто холод и голод. Ирину навсегда поразили их глаза:
– Другие глаза! Настороженные, печальные.
Потом узнала: когда у ребёнка появляется семья, первое, с чего начинается перемена, – взгляд. Засветятся глаза. И одновременно появятся новые слова. Вот недавно Настя, принятая в семью в минувшем декабре, в два с половиной года совсем не умевшая говорить, вдруг сказала: «моя мама», «моя папа». И пошла: «моя Миша, моя Саша, моя бабушка»...
Дети в семье тут же начинают говорить «мама», «папа» – да с какой гордостью, с чувством обретённой надёжности и защиты.
Вчера другая радость: пятилетняя Лиза, не выговаривавшая половину алфавита, произнесла букву «ш». Очень нужная буква, теперь ясно, кто ей нужен: Саша, Миша или Наташа.
Первым в семье появился Виталик – сейчас ему восемнадцать, учится в училище при Даниловском политехникуме. В детдоме ему сделали операцию на сердце. Масловым детские болезни знакомы. Почти каждый приёмный ребёнок попал к ним с тяжёлыми заболеваниями. Но они на этом их внимание не зацикливают, просто лечат, выхаживают, дарят радость жизни. Следующая – Наташа, а через пять лет вдруг нашёлся в одном из детдомов её брат Миша, а ещё позднее – сестра Полина. Теперь вся родня в сборе. Пятилетнюю Лизу взяли полгода назад вместе с двухлетней Настей. Девочки так трогательно были привязаны друг к другу, что разлука была бы ударом для обеих. Взяли двоих.
У Масловых живут по чётким и понятным принципам: старших братьев и сестёр надо уважать, нельзя трогать их вещи. Всегда надо сообщать, куда пошёл.
Для школьников самое главное дело – учёба, по возможности, по силам. Трое занимаются в музыкальной школе, Миша увлекается борьбой кудо и резьбой по дереву, любит помогать отцу в работе, Наташа в свои одиннадцать лет уже проявляет педагогические таланты... Сама Ирина – член родительских комитетов в четырёх «своих» классах.
Меняются интересы, меняются характеры. Настя, например, почему-то панически боялась мужчин, даже Виктора Александровича и Сашу. Теперь обожает их. Все привязаны к своему дому, где недавно сделали пристройку, и квартира стала пятикомнатной. Все охотно путешествуют. Недавно шестеро младших с родителями ездили в Ярославль на День семьи. Им бы автобусик небольшой надо.
А дом Масловых, окружённый клубничными грядками, кстати, расположен в микрорайоне Отрадный. В нём живут радость, доброта и уверенность в будущем.