Словом, апокалипсис какой-то на отечественном информационном поле. Так ли это? И какие в действительности вызовы бросает нам жизнь? Ответ на эти и многие другие вопросы, стоящие перед современной журналистикой, и пытались найти участники международной конференции «СМИ и общество: отвечая на вызовы времени», организованной Союзом журналистов России. Состав участников солидный – ведущие журналисты, руководители профессионального сообще-ства 54 регионов и 4 стран дальнего зарубежья. В духе профессии конференция проходила в постоянном движении по маршруту Москва – Ярославль – Нижний Новгород.
С первого взгляда тема конференции сугубо профессиональная. А если задуматься? Разве народ не заинтересован в правдивой и объективной информации о происходящих вокруг нас событиях и процессах, разве люди не вправе высказывать свою позицию через общественную трибуну, каковыми являются СМИ? Да и степень демократизации и гражданской зрелости общества оценивается, в частности, через уровень свободы слова и авторитет этого самого слова.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, открывая конференцию, отметил, что среди проблем – вызовов времени, которые обрушились на современную журналистику, основные – это дефицит доверия к сред-ствам массовой информации и власти, органам правопорядка и многим государственным институтам, это разобщённость людей и снижение общей культуры, это утрата многих социальных функций журналистики и дефицит квалифицированных кадров и т. д. СМИ утрачивают традиционную для себя функцию формирования общественного мнения. Как её вернуть?
В падении тиражей многих печатных СМИ есть несколько причин. Львиную долю «вины», видимо, должны взять на себя журналисты: слишком многие увлеклись, если можно так выразиться, кассовыми материалами – будь то реклама или оплаченная «заказуха», откровенный или скрытый пиар. Последнее стало настоящей болезнью российских массмедиа: не только рядовые журналисты, но и руководители СМИ нередко путают и смешивают журналистику с пресловутым пиаром. Кстати, во многих странах Запада вопрос стоит так: либо ты – журналист, либо – политтехнолог. У нас, увы, даже талантливые и востребованные журналисты ради приработка вынуждены кто открыто, а кто «по-тихому» участвовать в политических, экономических рекламных кампаниях иногда даже на «два фронта». А коль на первом месте – деньги, то едва ли журналист вложит в материал свою душу и сердце, и такой «продукт» у читателя или телезрителя едва ли всколыхнёт добрые чувства и отклик. Подход к журналистике как бизнесу «вытесняет» из профессии талантливых, преданных, ярких людей, умеющих воспринимать чужую боль и невзгоды как свои собственные. А с ними уходят из профессии чув-ства, эмоции, искренность.
Об этом с болью размышляли участники конференции. С другой стороны, все понимают, что даже авторитетные СМИ поставлены в такую ситуацию, что без дополнительного привлечения финансов не выжить: как на дрожжах растут тарифы на распространение периодики, не говоря уж о набивших оскомину ценах на бумагу, электроэнергию, полиграфию и т. д. К сожалению, государство практически устранилось от влияния на этот социально и общественно значимый сегмент рынка. А зря! Обществу это ничего хорошего не принесло.
Есть доля правды в том, что мы пока «без боя» сдаём информационное поле Интернету. И из коммуникационного блага это достижение цивилизации даёт результат, увы, нерадостный: среди молодёжи даже с высшим образованием сплошь и рядом безграмотные, не знакомые с русским языком и литературой: они не приучены читать, размышлять над материалами, а привыкли потреблять информацию, часто просто развлекательно-пошленькую, да к тому же написанную полуграмотным языком, ведь в Интернете нет корректоров и почти нет профессиональных редакторов. При всей этой грустной картине не надо впадать в уныние, призвал коллег Всеволод Богданов, надо находить баланс между интересами наших читателей и экономикой издания, и пример ряда известных газет говорит о том, что можно «и правду сказать, и деньги заработать».
Что касается Интернета, то слухи о поглощении им газет преувеличены. Как отметила в своём выступлении начальник отдела печатных СМИ Минкомсвязи РФ Анастасия Минаева, только 30 процентов россиян имеют постоянный доступ в Интернет и только 8 процентов из них ищут в нём информацию. Так что печатные СМИ ещё далеко не исчерпали свой ресурс. На Западе, который, как известно, более «продвинут» в плане интернет-технологий, не слышно громкого плача о кончине газет. Там просто у людей есть выбор: выпить утром чашку кофе за чтением любимой газеты или между делом заглянуть в Интернет, чтобы узнать последние новости. На этом настаивал в своём выступлении и секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок». Многие по-прежнему получают прибыль от так называемых бумажных носителей, то есть газет. Есть положительный с точки зрения экономики и роста влияния опыт создания в редакциях и издательствах так называемых пулов СМИ, то есть разноформатных изданий: газеты, журнала, различных приложений, предназначенных для определённой аудитории.
На пленарном заседании конференции в Нижнем Новгороде я задала выступавшему перед нами заместителю губернатора области Дмитрию Сватковскому вопрос, как он относится к бурной дискуссии о том, могут ли государственные или муниципальные органы власти учреждать или поддерживать СМИ или право на жизнь имеют только сугубо независимые массмедиа? Замгубернатора ответил, что он сторонник и тех, и других. В Нижнем Новгороде власти прекрасно понимают, что многие издания и практически все районные газеты без финансовой поддержки исчезнут, и жители останутся без информации о происходящем на их малой родине. Замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати Геннадий Кудий отметил: 30 процентов россиян читают только местную прессу и лишь 18 процентов – федеральную. В ежегодном докладе Федерального агентства отмечается, что «ожидания закрытия в кризис тысяч региональных газет не оправдались. По сравнению с 2006 годом число региональных общественно-политических газет даже выросло с 3368 до 3387 изданий, чего вообще не ожидалось на фоне роста числа телевизионных каналов в субъектах России и удешевления там доступа в Интернет. Количество муниципальных газет тоже практически осталось прежним».
Вывод: пресса, как и раньше, востребована. Многие участники дискуссии говорили, что в обществе созрел заказ на по-настоящему качественную, неангажированную аналитическую журналистику. И здесь интересы общества и журналистского сообщества сходятся: общественно-политическая пресса как глоток кислорода нужна обществу. Необходимо активнее возвращать на газетные полосы и в телерадиоэфир социальные функции СМИ: жизнь обыкновенного человека с его проблемами, надеждами, разочарованиями, опытом решения своих и коллективных проблем. Даже покупателям «жёлтой» прессы уже изрядно поднадоели бесконечные «перепевки» светских скандалов, сплетен из жизни олигархов и их любимых женщин. Журналистика с её гражданской позицией, умением говорить правду, защищать слабых и обиженных, конечно, найдёт отклик и поддержку читателя, телезрителя, радиослушателя.
Краем непуганых журналистов однажды назвал Нижний Новгород известный политик Борис Немцов. Многие до сих пор так и не поняли, плохо это или хорошо. Но вот в выступлении перед журналистами губернатора области Валерия Шанцева прозвучала высокая оценка роли нижегородской прессы в решении стоящих перед регионом задач. И это было очень приятно. И действительно, у нижегород-ских СМИ, среди которых и государственные, муниципальные и частные, получающие дотации и живущие только за счёт своих средств, есть чему поучиться, в том числе и умению вести диалог с властью с целью приблизить её к народу. Интересное и своевременное предложение поступило на пленарном заседании от заместителя нижегородского губернатора Вадима Иванова: использовать этот регион как постоянную площадку по освоению новых журналистских технологий, как постоянно действующую лабораторию по развитию СМИ. Предложение было принято.
Конференции, форумы, симпозиумы полезны не только возможностью обсудить профессиональные проблемы, но и тем, что в ходе работы можно познакомиться с новым городом или населённым пунктом. Во время работы конференции в Нижнем Новгороде я невольно, как, впрочем, и многие мои коллеги, проводила параллели между нашими городами. Несмотря на различия в масштабах – Нижний в два раза больше Ярославля, – у нас много общего. Презентуя Нижегородскую область, заместитель губернатора Дмитрий Сватковский рассказал об особенностях региона, перспективах развития экономики, о привлечении инвестиций.
Двигаясь по Волге-матушке от столицы до Нижнего Новгорода, журналисты сделали единственную пятичасовую остановку – в Ярославле. Организаторы конференции встретились с губернатором области Сергеем Вахруковым, который подробно рассказал о перспективах развития региона и наиболее значимых проектах, реализуемых у нас. Ну а остальные участники получили возможность познакомиться с тысячелетним Ярославлем.
Остановка эта, конечно, была неслучайной: многие очень хотели своими глазами увидеть, что собой представляет сегодня один из древнейших городов России, отметивший свой великий день рождения. Приятно было слышать лестные отзывы о нашем городе от людей искушённых, много поездивших и по миру, и по России. Ярославль понравился не только своими обновлёнными памятниками архитектуры, но и чистотой улиц, красотой нашей Волжской набережной, обилием зелени в центре города и, конечно, юбилейными объектами: парком 1000-летия и культурно-просветительским центром имени Терешковой.