понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 6

вторник, 07 июня 2011

Один из восемнадцати миллионов

Четыре года в концентрационных лагерях

 «Северный край» продолжает публиковать материалы, напоминающие о той страшной войне, 70-летие со дня начала которой будет отмечаться через две недели.

автор Инна КОПЫЛОВА

 

Помню одну из поездок в Польшу по линии молодёжного туризма где-то в 60-х годах. Всё было прекрасно – встречи с коллегами-журналистами в Варшаве, с молодёжью на одной из швейных фабрик, поездка в Татры, мелодия трубача на тырновской башне.

И вдруг – поездка в Освенцим. Ещё не очень давно для тех лет закончилась война, но в прекрасной чистой Варшаве на наших туристских маршрутах её следы встречались нечасто. Зато как тяжело открылись перед нами железные ворота концлагеря с угрожающим лозунгом «Arbeit macht frei» – «Работа делает свободным». И мы оказались в другом мире.

Подавило всё: фотографии людей-скелетов, бараки, тюки остриженных волос, остывшие газовые камеры. Но больше всего – под одним из навесов горы разнообразных детских башмачков. Это стоит перед глазами. И сейчас суровая статистика самой страшной из войн напоминает: кроме тюрем и гетто в Германии и странах – её сателлитах было 14 тысяч концлагерей. В них страдали 18 миллионов узников, 12 миллионов погибли в газовых камерах, от голода, от издевательств.

Дочь Хоны Абрамовича Айзенштейна Ирина рассказала мне: до самого последнего времени отец почти не вспоминал о тяжких военных невзгодах. Только год назад начал вдруг рассказывать своей семье о пережитом и даже написал тетрадь воспоминаний для музея еврейского центра. Конечно, прошлое никогда не оставляло его, напоминало о себе, угнетало. Но на вопрос – почему молчал, после долгой паузы ответил, что плен, концентрационный лагерь долгие годы считались как бы пятном на репутации, чем-то вроде неизбывной вины.

Сам он помнит каждый день из почти четырёх лет своей войны. Помнит, как окончил десять классов в 40-м году, и все мальчики знали, что институты придётся отложить, что сначала они пойдут в армию, как им уже сообщили – в танковые войска. И все ребята мечтали об этом – танкист был идеалом военного, мужчины. Они ещё несколько месяцев успели прослужить в том месте, которому вскоре предстояло войти в историю войн как Белостокский котёл.

21 июня 1941-го вечером смотрели кино, а утром – уже была война.

Неразбериха первых дней, отступление куда-то на восток, откуда шли наши лёгкие танки. Танкисты изумлялись:

– Куда едете?

– Меняем позиции, – отвечали им по приказу.

Через несколько дней их полк почти весь погиб под бомбёжкой у города Волковысска. Оставшиеся в живых попали в окружение. Их по­строили в колонны на поляне, скомандовали: коммунисты, евреи, политработники – три шага вперёд. Те, кто вышел, – пропали навсегда. Хона, подчиняясь команде, готовился выйти из строя, но почему-то замешкался и этим спас себе жизнь. Он был похож на украинца и знал язык. Закопал в лесу свой комсомольский билет, подобрал документы с другой фамилией и все четыре года пробыл в концлагерях под каждо­дневной угрозой гибели. И то, что он, еврей, выжил в этой мясорубке, и сам Хона, и его семья считают нас­тоящим чудом.

Его перемещали из лагеря в лагерь. Последние два года находился в концлагере в Руре, в шахтёрском краю. Узников направляли на самые тяжёлые подземные работы. Не захотел сейчас Хона Абрамович вспоминать подробности этой тяжкой жизни и только сказал:

– Когда в апреле пришли в лагерь американские негры, я был в числе тех, кто не мог даже на ноги подняться – скелет со слабыми проблесками сознания.

Две удачи, говорит он сейчас, были у него тогда. Сначала в фашистском концлагере один из немецких врачей, поняв, что перед ним еврей, почему-то промолчал. А потом в придирчивой разборке соответствующих советских органов следователь попался хороший, фамилию помог восстановить и что-то так написал в документах, что не попал Хона из немецкого лагеря в свой родной, как часто бывало.

Группа бывших узников, к которой его присоединили, была направлена в Ярославль – да и не всё ли равно, куда ему было ехать. Родители и все родные погибли на Украине. А вот с работой возникли сложности – неохотно брали таких, как он, предприятия. Повезло, что на завод «Вторчермет» устроился грузчиком. А ему так хотелось учиться. Потом про себя скажет: я прирождённый заочник.

Поступил в учительский инс­титут, окончил за год, продолжил учёбу в пединституте, за два года вместо четырёх освоил курс истфака. Начало 50-х годов – время государственного антисемитизма. Еврей, бывший узник, идеологический работник, историк – конечно, ни в одной школе работы ему не нашлось. Но на «Вторчермете» к грузчику тоже присматривались с интересом и посоветовали осваивать строительное дело. Он закончил Всесоюзный заочный политехнический московский институт и начал считать заводы и дома, построенные с его участием.

Его объекты есть на «Резинотехнике», на заводах синтетического каучука и «Свободный труд», множество жилых домов. На пенсию он уходил начальником СУ-2 треста «Ярхимпром­строй».

Читайте также
  • 29.11.2012 «Помнит вся Россия про день Бородина» В Красной палате Ростовского кремля открыта выставка «1812 год и эпоха наполеоновских войн в собрании Ростов­ского кремля».  
  • 20.11.2012 Бережёного Бог бережёт Пошехонский загородный детский оздоровительный лагерь «Солнышко», что находится в селе Федоркове на берегу Рыбинского водохранилища, славится на всю Ярославскую область.
  • 26.10.2012 В России появилась ещё одна памятная дата 24 октября Государственная Дума России одобрила законопроект, внесённый сенатором Анатолием Лисицыным, устанавливающий в России ещё одну памятную дату
  • 22.09.2012 Под Переславлем-Залесским может появиться «Страна детей»В рамках работы XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» в пятницу было подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством
  • 07.09.2012 О, молодые генералы своих судебУже более двух десятков лет в Лермонтовской библиотеке по четвергам на призыв библиотекаря Ирины Шихваргер собираются читатели – люди разного возраста, разных профессий.
  • 06.09.2012 Полиция позаботится о детях Начальник подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области Светлана Морозова рассказала на состоявшейся вчера пресс-конференции
Комментарии

Александр-ТРАССЕР | 14.06.2011 в 23:38 | ответить0

Возмущён непрофессионализмом автора! Вам бы у Геббельса работать! Впрочем, современные СМИ России по части лжи, провокаций и подтасовок могут соперничать с ведомством Геббельса.

Ваши слова: «…и что-то так написал в документах, что не попал Хона из немецкого лагеря в свой родной, как часто бывало».
С кем бывало? Как бывало? И как часто бывало? Вы о чем это? О лагерях пионерских или концентрационных? Исправительных или фильтрационных? Из Вашей же публикации видно, что люди, работавшие с освобождёнными военнопленными, свою работу знали, в отличие от Вас! Герой повествования, и не один, а в группе таких же узников, помимо всех лагерей, был направлен в Ярославль. А если кого-то отправляли в лагерь, исправительный, или фильтрационный, то на это были основания. И не Вам о том судить!
Далее, о каком антисемитизме Вы говорите? «Еврей, бывший узник, идеологический работник, историк – конечно, ни в одной школе работы ему не нашлось». Полноте! Мало того, что предложение абсолютно безграмотно в логическом отношении, оно и лживо. В советское время антисемитизма не было ни на государственном, ни на бытовом уровне! Ваша же статья говорит об этом! Институт? Пожалуйста! Один, второй, третий! Карьерный рост? Пожалуйста! Начальник СУ – разве мало? И таких примеров масса. И в школах работа нашлась бы! Другое дело, что в школе не всякий сможет работать. Но мне преподавала немецкий язык, учительница, прошедшая фашистские концлагеря. Рассказывала нам об этом. Да и на всех предприятиях была острая нехватка кадров. Так что если и отказывали в приёме на работу, то по иным основаниям. Предположим, из-за отсутствия квалификации.
И что это за институт такой у Вас появился: «Всесоюзный заочный политехнический московский»? Хоть бы уточнили название для приличия.

 

Гость | 16.06.2011 в 14:49 | ответить0

В какие лагеря? Читайте «Последний бой майора Пугачёва» Варлама Шаламова. Ну или хоть кино посмотрите, если читать не умеете.

 

Не гость | 17.06.2011 в 13:58 | ответить0

Богоизбранность оставим Богу.Во время той, страшной войны, погиб каждый третий БЕЛОРУС! Почему-то про это скромно молчим.Даже в оккупации был выбор- можно и в партизанский отряд, но там воевать надо…

 

Гость | 17.06.2011 в 15:23 | ответить0

АККУРАТНЕЙ, ЭТО ПРОВОКАЦИЯ)

 

Гость | 17.06.2011 в 16:06 | ответить0

В чём провокация?

 

Из гоев | 23.06.2011 в 15:17 | ответить0

Вот вот я ж говорю, провокационный дух, дух нечисти.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают