С 1 января нынешнего года социально значимый и убыточный вид деятельности выведен из состава ОАО «РЖД» путём создания новой структуры. На территории Ярославской области услуги по перевозке пассажиров в пригородных поездах сейчас оказывает ОАО «Северная пригородная пассажирская компания».
Её генеральный директор Сергей Шутов, присутствовавший на пресс-конференции, сообщил, что убытки компании только за первый квартал текущего года составили 204,8 миллиона рублей, а за год даже с учётом дотаций из федерального бюджета они, по прогнозам, могут превысить 520 миллионов. В покрытии расходов на пассажирские перевозки участвует и областной бюджет, но он компенсирует предоставляемыми субсидиями лишь десятую часть убытков от этого вида деятельности.
Количество «зайцев» заметно увеличивается: если в летний период прошлого года в пригородных поездах было выявлено почти 7 тысяч пассажиров, не купивших билеты, то с января по апрель 2011 года их численность возросла до 13 тысяч. Заплатить за проезд им всё-таки пришлось – сумма комиссионных сборов составила более 330 тысяч рублей.
Новая компания намерена решать проблему «зайцев» двумя способами: пресечением попыток безбилетного проезда граждан и предоставлением каждому пассажиру права выбора наиболее удобного для него способа оплаты проезда, в том числе приобретение абонементных билетов с существенными скидками. К примеру, при оформлении абонемента они могут составлять пятую часть от стоимости одноразового билета.
А каково качество этих услуг сегодня и устраивает ли оно ярославцев? За ответом мы в тот же день отправились на вокзал Ярославль-Главный, где провели экспресс-опрос пассажиров до отправления пригородного поезда на даниловском направлении.
Николай Дмитриевич ВИНОГРАДОВ:
– Часто езжу до станции Догадцево на дачу и обратил внимание, что на обратном пути электропоезда начали опаздывать. Недавно, например, почти час простояли на 328-м километре. Об опозданиях на 20 – 30 минут я уже и не говорю. Не знаю, с чем это связано, прежде такого не было. Люди ждут на открытой платформе, не имея крыши над головой. А вот за то, что на лето железнодорожники добавили в расписание дневной поезд, садоводы говорят им спасибо, без него приходилось туго.
Нина Дмитриевна, пенсионерка:
– Беспокоит только одно – рост стоимости билетов. Хорошо, что у меня ветеранское удостоверение имеется, и я плачу половину цены. А у мужа удостоверения нет, поэтому он ездит редко. Приходится экономить, ничего не поделаешь.
Катя, студентка педагогического университета:
– За пять лет учёбы мой маршрут стал таким привычным... Постоянно ездила к родителям, и в принципе меня электричка вполне устраивала. Конечно, хотелось бы ездить с большим комфортом, без духоты и тесноты в вагонах. А ещё не нравятся эти сезонные отмены и восстановления рейсов, лучше бы их не было.
Валентин Дмитриевич:
– Заработок у меня невелик, можно сказать, каждая копейка на счету. Поэтому любое повышение цены за проезд бьёт по карману. По этой причине, бывает, и без билета езжу.
Ольга Валерьевна ГУСЕВА, воспитатель детского сада:
– Сегодня я еду в Данилов, а вообще-то по выходным чаще приходится ездить в сторону Рыбинска. Пассажиров – битком, даже в тамбуре стоят! У меня бронхиальная астма, в тесноте я просто задыхаюсь. А ведь едут и дети, и старики. Раньше в этом поезде было 18 вагонов, сейчас наполовину меньше. Хотя бы дополнительный поезд ввели или вагонов прибавили, и не будет такой давки!
Судя по мнениям пассажиров, проблем у новой пригородной компании хоть отбавляй. Предстоит пересмотреть организацию перевозок, чтобы в рабочие дни недели вагоны не ходили полупустыми, а в выходные – переполненными сверх всяких норм. И поломать голову над тем, как восполнить выпадающие доходы. Ведь карикатуры на безбилетников денег в железнодорожные кассы вряд ли прибавят.