Сердобольский принадлежал к тому славному племени, представителей которого лучше всего характеризует одно-единственное слово – «технарь». Работал главным инженером треста № 14 (сейчас – «Ярстрой»), потом главным инженером управления строительства Ярославского совнархоза, был заместителем начальника «Главверхневолжск-строя». Должности разные, а занимался всегда по сути одним и тем же – техническими средствами строительства.
Благодаря Сердобольскому в кирпичных домах появились первые сборные элементы. До того, в 1950-х годах, перекрытия в строящихся домах делали деревянными и штучными, отдельно для каждого дома. Лестничные марши тоже штучные. Перегородки выкладывали вручную из кирпича или из малых бетонных плит. При нём стали внедрять пустотные плиты перекрытия, целиковые лестничные марши и целиковые гипсолитовые перегородки. Иначе говоря, именно Игорь Сергеевич заложил в Ярославле индустриальные методы строительства.
Даже по фотографии (Сердобольский второй справа) чувствуется, как ему всё это было интересно. Кого может вдохновить заурядная опалубка плиты перекрытия? А его вдохновляла – это же видно!
В 1969 году Игоря Сергеевича перевели в Москву, в Минстрой СССР, где он стал начальником технического управления министерства. Там он жил и работал до конца своих дней.
Два года назад в «Северном крае» была напечатана статья о первой областной промышленной, строительной и сельскохозяйственной выставке («Ярославская ВДНХ» в монастыре», 26 сентября 2009 года). Выставка открылась в 1958 году, и с тех пор о ней, кажется, вспомнили впервые.
С помощью читателей газете удалось восстановить множество интересных подробностей, но некоторые связанные с ней обстоятельства прояснить так и не удалось. Казалось, за прошедшие пятьдесят лет всё забылось окончательно.
Выставка размещалась в Спасском монастыре. С самого начала её основой стала амбициозная идея – сделать здесь «ярославскую ВДНХ». Ради неё руководство области пошло на беспрецедентный шаг: было принято решение расселить и благоустроить территорию монастыря, который тогда представлял собой скопище жилых клетушек в бывших кельях; в башнях, стенах и церквах теснилось множество контор и разных мелких организаций; вокруг грязь, заросли бурьяна.
Затея оказалась весьма затратной, никаких спонсоров тогда не существовало, тем не менее ценой больших усилий задуманное всё-таки было осуществлено.
Что представляла собой выставка? С помощью Виталия Михайловича Насонова, в то время молодого работника совнархоза, «Северному краю» удалось восстановить её примерный план. В найденных им документах оказался перечень павильонов, но в каком здании помещался каждый, так и осталось неизвестно. В документах нет таких понятий, как трапезная, храм Чудотворцев и
т. п. – есть «строение номер один», «строение номер два», и что под этими номерами подразумевалось, оставалось только догадываться, надеясь на свидетельства очевидцев. Кое-что таким образом представить удалось, но немногое.
И вдруг сейчас неожиданный подарок!
В Ярославле живёт дочь Сердобольского, Наталья Игоревна Морева. Через знакомых ей стало известно о публикации в «Северном крае». Оказывается, у неё хранится архив отца, в числе прочего там нашлись и бумаги, связанные с «ярославской ВДНХ».
Ярославская областная выставка народного хозяйства (как выяснилось, официально она называлась именно так) создавалась силами наших двух трестов с привлечением военных. Работу возглавляло управление строительства совнархоза, главному инженеру которого Игорю Сергеевичу Сердобольскому было поручено координировать её лично.
В его архиве сохранился план выставки с обозначением всех строений монастыря и указанием на то, какой павильон где размещался.
План и сопутствующий ему текст помог уточнить и дополнить некоторые сведения, известные нам по воспоминаниям. В нынешнем отделе природы музея действительно располагался павильон нефтяной, химической и резиновой промышленности. В числе новинок в нём демонстрировались различные продукты, которые можно получать из нефти – тогда об этом ещё мало знали. А в качестве ближайшей перспективы рассказывалось о том, что именно будет давать стране Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод. На месте нынешнего завода тогда ещё простиралось поле.
Несмотря на то, что совнархоз не включал такую отрасль, как сельское хозяйство, оно, как выяснилось, всё-таки было представлено на «ярославской ВДНХ». Осторожное предположение газеты, что такой павильон всё-таки был, подтвердилось. Был, и какой! Сельскохозяйственная выставка занимала ни много ни мало – 18 залов! В них рассказывалось о достижениях колхозов и совхозов, зал кормовых культур осенял лозунг «Кукуруза – культура неисчерпаемых возможностей». Дело не ограничивалось фотографиями и графиками. Экскурсантам предлагалось осмотреть животноводческий городок. Им показывали настоящий скотный двор, где меланхолично жевали свою жвачку самые выдающиеся по удоям бурёнки. Рядом – конюшня с красавцами лошадьми, овчарня, птичник, свинарник. Всё как на выставке в Москве!
«Ярославская ВДНХ» привлекала и другими открытыми площадками. На площадке машиностроения экспонировались ярославские дизель-моторы, рыбинские дорожные катки, сельскохозяйственные машины, тракторы, комбайны. На открытой площадке строительного павильона красовались новые механизмы и особенно милые душе Сердобольского прогрессивные по тому времени конструкции: стеновые блоки, панели перекрытий, лестничные марши. В числе новых строительных материалов предлагалось полюбоваться облицовочным кирпичом – он тогда только начал появляться на ярославских стройках.
Игорь Сергеевич Сердобольский всю жизнь хранил то, что было связано со строительством «ярославской ВДНХ». Его архив помог узнать о ней много такого, что казалось забытым уже навсегда. Нет сомнения, что его бумагами ещё заинтересуются историки, архитекторы, музейщики. «Ярославская ВДНХ» – одна из любопытных страниц в летописи города. Благодаря ей был приведён в порядок Спасский монастырь, где вскоре был размещён музей. Так что подробности всей этой эпопеи, сохранённые Сердобольским, можно считать последним даром Игоря Сергеевича нашему городу.