суббота 18

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 10

пятница, 27 мая 2011

Научите ребёнка делать правильный выбор

Обычно на нашей страничке, посвящённой здоровью и здоровому образу жизни, выступают врачи. Сегодня мы нарушаем сложившуюся традицию и предлагаем выступить в роли эксперта психологу. Причина проста: здоровье – сложное комплексное явление, которое формируется и сохраняется не только в больницах, но и в повседневной жизни. Здоровье ребёнка задаётся образом жизни семьи и общества в целом. Некоторые аспекты здоровья изучаются психологическими и социальными науками.

автор Беседовала Елена СОЛОНДАЕВА

 

– Каждый думающий врач замечает, что многие современные дети едят неправильную пищу, мало гуляют, много смотрят телевизор, сидят за компьютером... Говоря современными формулировками, дети ведут не слишком-то здоровый образ жизни. В общем, дети стали другими. Есть ли в этом явлении какие-либо психологические основы?

– Я думаю, не дети стали другими, а родители стали другими! То, о чём вы говорите, это некая привычная форма поведения, свойственная вообще семье. Родители гуляют? Нет. Они тоже смотрят телевизор! Родители что едят? Тоже совершенно неправильную пищу. А почему ребёнок должен есть правильную пищу и выбирать правильные продукты? Он следует тем сценариям, которые видит дома. По этим сценариям гулять и оторваться от телевизора просто невозможно. Телевизор для многих стал заменять всю жизнь. Пришли с работы, и ужин проходит под телевизор, и завтрак проходит под телевизор. А это день и ночь – реклама той еды, которую есть бы не надо. Это всё очень воздействует, особенно на детей, у которых не сформировалось устойчивого представления о том, что им надо делать. В итоге они делают как все.

– По каким психологическим механизмам это происходит?

– Подражание (следование какому-либо примеру, образцу). Подражание встречается на разных возрастных этапах у человека и животных. Это важнейший механизм социализации, он помогает усвоить новые формы поведения и обеспечивает заражение (общее переживание массой людей одних и тех же эмоций). Общественные формы поведения сейчас, как правило, передаются двумя путями: через СМИ и через поведение окружающих людей. По механизмам подражания и заражения это становится формами поведения многих людей, в том числе и детей. Но есть важная оговорка: чтобы это случилось, у человека не должно быть собственных представлений о том, как надо правильно себя вести. Ведь в обществе до сих пор есть люди, которые не включают телевизор, гуляют, едят совершенно другую еду и вообще не поддаются никакому внушению!

А для остальных сейчас постоянно пропагандируется един-ственная ценность в жизни – заработать много денег и потреблять на них максимально много. В этот сценарий не вписываются размышления о собственной жизни и здоровье: хорошее питание, прогулки, общение с ребёнком. Все как бы живут, подчиняясь одной цели – заработать денег. Люди даже не задаются вопросом: «Зачем они нужны?». Каждый раз находится цель их приложения. Купить квартиру – это, понятно, очень важная цель, потому что каждый человек должен где-то жить. Но обычно этим же не заканчивается...

– У некоторых до этого не доходит...

– Да. Как только появляются какие-то деньги, такие люди сразу покупают то, что доступно для этих денег. Здесь встаёт вопрос о регуляции будущего человеческого поведения и перспективы жизни. Сейчас в обществе культивируется суженная перспектива «здесь, сейчас и максимум удовольствия». Соответственно, как только появляются какие-то деньги, они тратятся на удовольствие здесь и сейчас. А о будущем люди уже не в состоянии задуматься.

– То есть эта модель поведения закладывается у любого ребёнка, находящегося в аналогичной среде?

– Конечно, потому что дети противостоять поведению любимых людей не в состоянии!

– Вернусь к врачам. Они видят, что дети теряют здоровье в том числе из-за того, что семьи не могут противостоять пропаганде современных жизненных ценностей. Вот врачи говорят родителям правильные слова об образе жизни ребёнка, вроде таких: «Пейте молоко, не ешьте чипсы, соблюдайте режим дня, перед телевизором – не более 30 минут в день...». Но их не слушают. Жизнь семьи не меняется...

– Ну да...

–...Можно ли что-то сделать с поколением детей, которое уже сформировало или активно формирует неправильные привычки?

– Для этого нужна большая и длительная государственная программа формирования здоровья нации. Потому что если один врач скажет, да ещё в директивной форме, это ни на кого не подействует. Ровно так же, как нас заставляют пить пепси-колу, должна быть реализована обратная программа – «пить молоко» – изо дня в день, любыми примерами и всеми способами пропаганды. Я ещё раз поясню, что такое телереклама. Она двух видов: коммерческая реклама с целью продать товар и реклама-пропаганда, когда социум транслирует свои ценности, цели и задачи. Вместо трансляции одних целей (ешьте хрустики, сухарики, шоколадки...) надо транслировать смысл и ценности здорового образа жизни. Потому что здоровье – это не просто капитал человека, это капитал общества. Здоровый человек более трудоспособен, счаст-лив, в большей степени может воспитать жизнеспособное и счастливое потомство. Ведь счастье не зависит от денег. Наши люди никак не могут это понять. Деньги приводят к решению некоторых проблем. И всё. Вместо старых проблем встают новые-новые-новые...

– В принципе в России уже есть программа по формированию здорового образа жизни населения.

– К сожалению, я на эту программу никак не влияю. Я являюсь фундаментальным исследователем. Хотя мне кажется, если бы были поручения по этой теме фундаментальным научным центрам, то наша работа здесь могла бы принести немало пользы для решения поставленных задач.

– До тех пор пока в России в полную силу, как хочется надеяться, заработает программа, направленная на здоровье нации, как каждого конкретного ребёнка оградить от влияния среды?

– Оградить нельзя. Минимизировать последствия можно. Родители должны больше времени уделять собственному ребёнку и пропагандировать свои ценности. Пропагандировать не словами, а на деле: совершать прогулки, увлекательные путешествия в музей, к друзьям, устраивать праздники. Не снять кафе, где будет готовый клоун! Ребёнок сам вместе с родителями должен сделать этот праздник. То есть надо включить ребёнка в процесс сотворчества собственной жизни. Тогда у него будут расти собственные идеалы и ценности, которые будут буфером от тех, которые навязываются средой. Это единственный рецепт. Другого способа нет. Объясню почему. Как организм борется с болезнями? Только через свой иммунитет. Точно так же через выращивание психологического иммунитета происходит борьба с общественным влиянием. Выращивать его придётся терпеливо изо дня в день. Так, чтобы ребёнок сам выключил телевизор и сказал: «Я смотреть это не буду». Ребёнок должен стать субъектом собственной жизни. Но эту избирательность, активность, самостоятельность в нём надо поощрять своими же делами: совместными походами, совместным творчеством.

– У нас большинство маленьких детей находится в детских садиках. По мнению некоторых врачей, это ещё один фактор риска здоровью. Как вы думаете, садик – явление положительное?

– Садик – явление сложное, неоднозначное и не для всех детей полезное. С одной стороны, нельзя осудить матерей, которые вынуждены отдавать детей в сад, потому что им не на что кормить ребёнка. С другой стороны, есть дети, которые в сад ходить просто не могут. Они к моменту, когда их отдают в сад – 3 года (это ещё хороший вариант, бывает и раньше) – не готовы туда ходить: с деть-ми не играют, сидят одни. В результате они впадают в депрессию, начинают болеть. И часто воспитатель равнодушно на это смотрит и не пытается ему помочь. Болезнь – это ответ на среду, которую ребёнок посещать не хочет.

– Дело не в инфекции, а в психологическом состоянии ребёнка?

– В психосоматическом ответе на стресс. Вокруг нас тысячи инфекций, но они нипочём, если у вас есть устойчивость к ним. Но как только ребёнок впадает в депрессию, у него резко падает иммунитет. Вот то, что называется психосоматикой. Болезнь при этом имеет естественные причины – инфекционные, но их запуск идёт от психологических обстоятельств. Поэтому надо точно оценить особенности своего ребёнка и по возможности отсрочить детский сад, а иногда можно и без него обойтись.

– Ярославские родители часто утверждают, что ребёнок должен ходить в детский сад. Он должен быть в коллективе, иначе вырастет «дикий» и не будет уметь общаться. Это так?

– Это абсолютный миф. Уже проведено много сравнительных исследований «домашних» детей и детей из детских садиков. Доказано, что домашнее воспитание не влияет на умение детей общаться. Ребёнок же не сидит всё время дома с мамой. Он ходит на площадку, в какие-то кружки, на какие-то занятия. Этих социальных взаимодействий достаточно для социализации.

– До скольких же лет коллектив не является необходимым?

– До шести, практически до школы. Между «домашними» и «садиковыми» детьми есть только одна разница: «садиковые» посмелей социально себя ведут, но не значит, что более адаптивно! У них просто есть чуть-чуть больше навыков социального взаимодействия. Зато «домашние» дети благодаря уверенной привязанности к собственной матери и дому очень быстро это компенсируют и гораздо чаще лучше учатся, чем дети из детского сада. Конечно, если с ребёнком дома не занимаются и он целый день сидит перед телевизором, то ему лучше посещать дет-ский сад.

– Воспитывать ребёнка дома не так просто. Сколько времени нужно уделить ему, чтобы мама могла спокойно сказать: «Я с ним занимаюсь»?

– На самом деле не так много. Мама должна быть заинтересована жизнью ребёнка. Тогда воспитание и занятия могут быть по ходу её основной деятельности. Даже приготовляя обеды, можно прекрасно с ним общаться: придумать рассказ, посадить его рисовать, а тем временем смотреть и спрашивать: «А что ты рисуешь? Вот сейчас я доготовлю, и мы почитаем, пойдём гулять...» и т. д. Необязательно учить считать, читать и писать, хотя именно так понимает обучение большинство современных родителей. Всё можно выучить между делом. «Смотри, я положила две ложки соли в суп, а мне нужно три. Сколько мне ещё надо положить?». Здесь ведь не высшая математика, а арифметика в пределах десятка. В детском саду учат совершенно элементарным вещам. А чтение... Если ребёнок не готов к чтению, лучше и не учить его. Понимаете, сейчас какой-то такой конкурс между родителями, чьи дети чего достигли. Эта идея высоких достижений, которая обеспечивает успех, а соответственно, благосостояние в жизни – идея на самом деле не слишком человеческая. Все люди разные, успехи у всех разные, и не все дети могут достичь высших достижений человечества. Все дети не будут гениями, бизнесменами какими-то крутыми... А у родителей есть мечты, чтоб был и богатый, и удачный, и знаменитый. Но разве плохо, если ребёнок вырастет просто обычным счастливым человеком со своими скромными достижениями и будет ими доволен? Мне кажется, эта задача гораздо более важная, чем воспитание тяги к постоянной гонке за первые места.

– В Ярославле детей начинают водить в различные обучающие группы примерно с 4 лет. А потом появляются жалобы женщин детей-первоклассников, которые им заявляют примерно так: «Мама, я всё знаю, я устал, я не хочу учиться, зачем мне это надо...». Это результат гонки постоянного обучения до школы?

– Да. У ребёнка вместо желания пойти учиться формируется отвращение к учёбе. Оно от чувства усталости, когда надо всё время что-то делать-делать, и ты не распоряжаешься своим временем. У ребёнка должно быть свободное время.

– Сколько примерно должно быть свободного времени?

– Если ребёнок дважды в неделю ходит на какие-то занятия и 1 раз в неделю, к примеру, в бассейн, то это более чем достаточно.

– Детский садик можно считать свободным временем?

– Нет. Ребёнок находится не у себя дома и не может вести себя естественным образом. Он поставлен в социально определённые условия. Вспомните, как взрослые говорят после работы: «Я пришёл домой, теперь могу отдохнуть». Хотя мы можем ничего не делать, но нахождение на работе диктует нам определённый тип напряжения. То же самое у детей с той разницей, что в садике они проводят больше времени, чем взрослые на работе.

– Получается, что ребёнку, посещающему детский садик, необязательно заниматься где-то ещё? У него дефицит свободного времени.

– У него дефицит физических сил! Их надо оценить очень трезво. Есть дети слабенькие, есть дети очень сильные. Им нагрузка может быть побольше. Но всех равнять и устраивать соревнование между мамами, куда больше мы ходим, – это амбиции взрослых, не идущие на благо ребёнку. Когда ребёнок идёт в школу со словами «я устал, я всё знаю», то вся гонка фактически пошла насмарку, потому что самое главное – сохранить в ребёнке желание узнать что-то новое. Желание узнать должно исходить от него, а не от вас. Насильно его потом нельзя заставить учиться. А вся жизнь – это учёба. Чтобы учёба была внутренней потребностью, ребёнок должен иметь свободное время, когда он может попробовать то, что ему нравится. Может, ему не нравится, что его водят на рисование? Ему в шахматы охота играть. А как он попробует? У него времени нет. В шахматы можно начать играть и дома. Если ребёнку игра сильно нравится, тогда уже можно приступать к каким-то занятиям. Я так думаю.

 Интервью состоялось во время всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии», проходившей в Ярославле 19 – 21 мая.

Елена Алексеевна СЕРГИЕНКО - Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития Института психологии Российской академии наук (РАН), заведующая кафедрой общей психологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), зам. декана по научной работе ГАУГН. Родилась в 1949 году. В 1972 году окончила факультет психологии МГУ. В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Глазодвигательная активность младенцев в условиях динамической стимуляции», в 1997 году – докторскую диссертацию на тему «Антиципация в раннем онтогенезе человека». Область научных интересов связана с изучением различных аспектов психического развития детей.

Читайте также
  • 23.05.2012 Что общего между детьми и полицией? 31 мая 2012 г. исполняется 77 лет со дня создания в системе органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних. О реалиях сегодняшней работы
  • 21.03.2012 ПОЛИЦЕЙСКИЙ ВЕСТНИК: Детей – под защитуВ течение всего февраля 2012 года сотрудники полиции совместно с представителями территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • 13.03.2012 Малышка выпала из окнаЖители Ростова потрясены несчастным случаем, который произошёл несколько дней назад. Из окна дома, с пятого этажа, выпала четырёхлетняя девочка. К счастью, она осталась жива.
  • 04.02.2012 В России появится алиментный фонд В России создадут государственный алиментный фонд. Из него будут выплачивать деньги на детей, пока идёт судебное разбирательство или разыскивается отец
  • 22.04.2011 Десять мифов о детских зависимостяхОдин сотрудник Ярославского управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) как-то сказал мне: «Детская наркомания для нашего региона не характерна.
  • 16.02.2011 Грустная сказка с юридическим уклоном Президент России в своём Послании Федеральному собранию чётко обозначил заботу о детях как важнейшее дело нации. Чиновники торопятся выполнить поручение
Комментарии

Гость | 30.05.2011 в 20:34 | ответить0

Очень познавательная статья. Хорошие, добрые мысли. Беда в том, что обществу, насаждается совершенно противоположное тому, что говорит уважаемый психолог, жаль, что её мнение не слышат.

 

Гость | 30.05.2011 в 21:14 | ответить0

Интересно

 

Нина | 31.05.2011 в 08:44 | ответить0

Согласна с первым гостем. У нас в обществе какая-то массовая истерика по поводу нехватки детских садов. Все как можно скорее хотят отдать детей в детсад и «освободиться» от них. А это желание родителей используют политики, которые обещают построить 100 детских садов. А детсады оказывается детям во зло! Зло какое-то кругом и глупость. Просто голова кругом идет!

 

Гость | 31.05.2011 в 15:49 | ответить0

Возможно потому, что я сама психолог, как-то все, что тут было сказано воспринимается как самоочевидное. Хотя безусловно, для многих родителей это и прозвучит как откровение. Однако, одной статьи тут явно недостаточно. Требуется масса психологов, способных донести простые истины до массы мам и пап. Я намеренно не беру тему изменения стереотипов общественного сознания, да и в статье она рассматривалась вскользь. отмечу только, что можно конечно создать и государственную программу и провести массу фундаментальных исследований и они безусловно будут иметь определенный результат. Однако, можно пойти и другим путем. Повышая психологическую культуру населения (как бы долго и скучно это не было) мы можем рано или поздно перейти от количественных изменений к качественным. Поэтому, как мне видится, в этом вопросе необходимо профессиональное психологическое просвещение!

 

Гость | 01.06.2011 в 14:27 | ответить0

«можно пойти и другим путем. в этом вопросе необходимо профессиональное психологическое просвещение!» Профессиональное психологическое просвещение возможно только при государственной поддержке и финансировании. В противном случае все разговоры об изменении общественных стереотипов будут вестись в узких профессиональных кругах и до широких масс не дойдут. Никто не захочет вести эту колоссальную пропаганду бесплатно и никто не сможет в одиночку достичь каких-либо видимых результатов. Так что психологическое просвещение — это не другой путь, а лишь один из вариантов развития первого и единственного — государственных программ. А статья хорошая, в каком-то смысле уникальная для Ярославля.

 

Светлана | 02.06.2011 в 03:25 | ответить0

Очень важную и нужную тему затронули. Да, сказанное воспринимается как самоочевидное, во многом благодаря тем словам, понятным простому обывателю, которые подбирает Е.А. Но почему-то это очевидное для большинства наших семей (в том числе и моей) оказывается невероятным. Мы засыпаем и просыпаемся с телевизором, а от детей требуем, чтобы они больше читали и меньше смотрели в телевизор и компьютер. Дети, конечно, не хотят читать. В общем, стыдно даже как-то стало за себя и «за того парня». Спасибо, что заставили задуматься «над своим поведением», будем пытаться исправляться. Только вот на детских садах я бы крест не ставила совсем. У меня мама была заведующей д/с и я видела ее отношение к работе и к детям, да и сама я, будучи студенткой подрабатывала в летние каникулы у нее в саду. Что дети бывают «не садиковские» — это да. Но что все воспитатели «сидят» и не занимаются детьми должным образом — не согласна, я видела прекрасных воспитателей, так сказать от Бога, их конечно меньшинство — это да. Моему ребенку в свое время достались «сидящие», которых большинство. Так и учителей хороших не много. Система образования и здравоохранения у нас некудышние, это уже давно всем известно. Вот где собака еще зарыта.

 

Папа | 02.06.2011 в 20:37 | ответить0

Спасибо, очень актуальный материал!

 

Алена | 07.07.2011 в 20:42 | ответить0

Очень интересная и полезная статья. Только хочется выступить в защиту детских садов. Это не камера хранения, в которую родители сдают детей «от рассвета до заката», а большой и важный кусочек жизни маленькой развивающейся личности. В современных семьях чаще всего один ребенок, иногда двое, редко больше. Где же они получат навыки «социального взаимодействия», как научатся видеть и слышать других людей (не взрослых, а равных себе), научатся заботиться друг о друге, учитывать чужие интересы? Как разовьются навыки самостоятельности у ребенка, которого одевают и кормят родители, не предполагаюшие, что к трем годам он может делать все это сам? А между тем багаж собственных умений очень положительно влияет на самооценку, закладывает кирпичики уверенности и инициативности. Родители ведь не профессионалы, нельзя требовать от них высокой грамотности в общении с детьми, педагогических умений и навыка скоростного придумывания подходящих к случаю рассказов и математических задач, соответствующих возрасту. Матери (и отцы) имеют полное право реализовывать свои способности в других профессиональных областях, отдавая своего ребенка компетентным специалистам, т.е. в детский сад. Вопрос влияния детских садов на личность ребенка очень мало изучен в психологической науке, и, часто, говоря о них, мы опираемся на не подтвержденные житейские установки или свой собственный детский опыт. Безусловно, садик садику рознь, и отдавать свое бесценное сокровище, свою кроху, следует только в хорошие руки, все обдумав и взвесив. Но это утопия, у современных родителей, даже с большим достатком почти нет выбора.

 

Специалист | 07.07.2011 в 23:13 | ответить0

Тема влияния детских садов на психическое развитие ребенка очень давно и хорошо изучена, даже на ярославском материале. Елена Алексеевна здесь отнюдь не житейскими стереотипами руководствуется. Неоднозначность существует, конечно, как и в любом социальном явлении. Не все, что хорошо для родителей, хорошо для ребенка. В том-то и проблема…

 

Юлия В. | 20.09.2011 в 11:23 | ответить0

Это прекрасная статья, затронувшая сразу несколько важных тем для размышления. И одна из них -умение родителей научить ребенка не слепо воспринимать и впитывать то, что дают СМИ, а формировать собственное мнение и собственную критическую оценку всему, что происходит в жизни. После того, как родитель заботится о здоровье ребенка-это самое главное.Разумеется, это сможет сделать только мудрый родитель, который сам является гармонично развитой личностью. А на это требуются внутренние душевные силы и духовный труд. Воспитывая своих детей, мы еще каждый день воспитываем себя. Только так можно научиться делать правильный выбор.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают