четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 20 мая 2011

«Древо мудрости» профессора Афанасьева

Ректору ЯГПУ имени К. Д. Ушинского доктору педагогических наук, председателю общественной палаты Ярославской области профессору Владимиру Афанасьеву исполняется сегодня 60 лет. Накануне юбилея с ним встретился наш корреспондент.

 

автор Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

– Год назад в такой же вот светлый майский денёк мы видели вас, Владимир Васильевич, в ботаническом саду педуниверситета с лопатой и лейкой в руках. Дело было на закладке сада «Моим учителям» и открытии бронзового «Древа мудрости» с увесистыми аппетитными плодами просвещения на ветках. А кто были ваши учителя?

– Самыми первыми – папа с мамой, друзья-однокашники, учитель математики в ярославской школе № 34 имени Пирогова Алексей Дмитриевич Некрасов.

– Одноклассники – и в учителях?

– Сами того не ведая, они тоже учили меня уму-разуму. Три Николая – Оносовский, Оковин, Стептянин. Я о них в школе, помню, даже сочинение писал. Да и сейчас, было бы время, много чего хорошего мог бы о них рассказать. Не терять головы ни при каких обстоятельствах – может быть, к этому и сводится та главная премудрость, за какую я на всю жизнь благодарен своим школьным друзьям. А выучка чья была? В том числе и любимого учителя Алексея Дмитриевича. Человек думающий – это уж точно о нём сказано. Вот, послушайте, как он отметки ставил. Допустим, задаёт вопрос, ты отвечаешь. Он смотрит на тебя и говорит: дескать, молодец, Володя. Через короткую паузу слышишь от него: «Вообще-то не очень». И выносит окончательный вердикт: «Садись, плохо». Сложнейшая мыслительная операция! Его сверхтребовательность однако не мешала ему иногда доверять мне проверку контрольных работ. Не иначе как улавливал во мне педагогическую струнку.

– О родителях можно поподробнее?

– Удивительные были люди. Отец – из Кронштадта, закончил артиллерийскую школу. Прошёл три войны, две мировые и финскую. Было с кого брать пример жизнелюбия и оптимизма. Он стал и первым моим футбольным наставником. Наверное, это от него во мне бодрящий ген спортивного азарта. Матушка у меня из крестьянской семьи, волжанка из-под Кимр. Девчонкой она могла вёрст за пятнадцать идти из деревни в Кимры босиком при любой погоде – навестить больную мать. В 23 года ей хватило духу поехать в Москву, поступать в знаменитый Плехановский институт. И ведь поступила. Стала высококласс­ным экономистом. Так что как сохранять самообладание в самых трудных жизненных ситуациях, не из книжек знаю.

– По логике нашей беседы осталось спросить у вас о самом любимом учителе здесь, в стенах вашей альма-матер.

– Это был неунывающий одессит Абрам Миронович Лопшиц, его многие помнят. На его лекциях и семинарах по геометрии эвклидово пространство не было безжизненной пустотой. Он знал, что имеет дело с будущими школьными учителями и потому мастерски умел опустить на землю любую тему через понятные всем и каждому аналогии: то с комбинацией на шахматной доске, то с городскими автобусными маршрутами, то, допустим, вычисляя длину кривой, с обыкновенным шнурком от ботинок.

– Недавно педуниверситет принимал потомков Константина Дмитриевича Ушинского из Италии и США – «Северный край» об этом рассказывал. В музее классика педагогики гости испытали много волнующих минут от того, что в педвузе имени Ушинского, где в новом корпусе его музей на самом виду, их предка почитают не просто на расстоянии как титульное имя из названия вуза – это авторитет действующий. Для студентов – Мастер, для профессуры – коллега-единомышленник. Какие идеи Ушинского вам как ректору ближе всего?

– Разговор тут может быть долгим. Если вкратце, то назову некоторые ключевые понятия из наследия Ушинского: «общечеловеческое воспитание» – это его термин; общедоступность образования; раннее и одновременное развитие разных творческих способностей ребёнка; свободный труд как основа жизни и воспитания; народные и семейные традиции в нём. Как видите, ни единого слова не устарело. Уж не говорю о его «Рецепте самосовершенствования». «Прямота в словах и поступках», «обдуманность дей-ствий», «решительность» – всего таких заповедей шесть. Они полностью приведены на фирменных сувенирных книжных закладках нашего музея. Если такую закладку и можно в шутку назвать шпаргалкой, то она, ясно же, на века.

– Ваша круглая дата приходится на один из четырёх дней IX Международных Колмогоровских чтений. На огонёк в Ярославле гости собрались «от Москвы до самых до окраин», из стран ближнего зарубежья, представлен в программе Израиль. В ней полторы сотни докладов и выступлений. Такой впечатляющий презент вам ко дню рождения. Наши читатели знают, что традиция Колмогоровских чтений стала в начале XXI века всецело вашей личной инициативой, вашим детищем. Легендарный автор аксиом современной теории вероятностей академик Андрей Колмогоров тоже ведь в вашей судьбе далеко не последняя величина, это так?

– Предкам Андрея Николаевича, напомню, принадлежал сохранившийся особняк в классическом стиле на Пробойной, нынешней Советской улице. Его детство прошло здесь и в Туношне. В Ярославле есть теперь и мемориальная доска, и улица в его честь. Классик нау-ки – так я к нему всегда и относился. Аспирантом довелось слушать в Москве его доклад о стихосложении. Неравнодушен к поэзии и потому всю жизнь жалею, что не конспектировал тогда. Колмогоров для меня и сегодня, выражусь образно, путеводная звезда. Правда, всё несказанное очарование «науки о случае» я открывал для себя сам.

– Оно, это очарование, в чём для вас?

– Да хотя бы в том, что как говорил великий француз Лаплас, теория вероятностей – это «здравый смысл, сведённый к исчислению». Научной дисциплиной стала она в трудах Буняковского (автора некрасовского «Современника»), Чебышева, Ляпунова. Недаром теорию вероятностей в XIX веке называли «русской наукой». Так что, наверное, нам сам Бог велел её любить и уважать. Она учит просчитывать риск, и необязательно в азартных играх, с которых во времена рыцарей и прекрасных дам «наука о случае», соб-ственно, и начиналась. Она учит делать свой выбор в жизни, не боясь рисковать и не полагаясь на старозаветное «авось».

– Вашему-то выбору, стойкой верности ему позавидуешь. Кажется, совсем недавно вы принимали поздравления с выходом в свет первого в современной России учебного пособия по теории вероятностей для старших школьников. С тех пор, года за три всего, ваша авторская биб-лиотека пополнилась выпущенным в Москве вузовским учебником «Теория вероятностей» и целой серией монографий по математической статистике, в том числе и в спорте. Нетрудно заметить, что у ваших последних книг есть одна особенность: почти все написаны в соавторстве с вашими, уже «оперившимися» учениками. Что больше всего цените вы в учениках?

– Сама профессия школьного учителя обязывает тебя быть созидателем, как теперь говорят, личностью креативной. Из таких, к слову, моя ученица Надя Смирнова. Аспирантуре предпочла должность учителя математики и информатики в рыбинской гимназии № 8. Ваша газета только что сообщила о её победе на региональном этапе конкурса «Учитель года России-2011». Прямо к моему дню рождения подгадали с такой доброй новостью. Больше всего дорожу в учениках тем, чему в жизни следую сам: способности делать своё дело на совесть (а уж люди разберутся, что к чему), в любой ситуации оставаться человеком и самим собой, придерживаясь при этом испытанной мудрости «быть, а не казаться».

– Кроме Колмогоровских чтений, есть ли у ректора для нас ещё какие-то хорошие новости?

– На деловом поприще связаны они с упрочением репутации нашего университета как вуза и педагогического, и учебного, и, что особенно важно, исследовательского. Создаётся центр инновационных технологий, один из семи в России, о которых как раз в эти дни ещё раз говорил премьер-министр Владимир Путин. На базе есте-ственно-географического факультета открыт Институт хемогеномики (от корня «ген») с участком опытно-промышленного производства субстанций для лекарств – серьёзное подспорье к становлению и развитию в Ярославле фармацевтического кластера.

– И последний вопрос: если не секрет, где и как будете отмечать 60-летие?

– Не секрет. Во-первых, в университете, на учёном совете с коллегами и друзьями, а во-вторых, конечно же, в семье. Самые большие радости у меня всё же семейные. Если на должность ректора избирался я пять раз и руковожу вузом двадцать лет и два года, то нашему с Татьяной союзу – она учитель биологии и экологии, заслуженный учитель России – аж, как в сказке, тридцать лет и три года. Дети учились в тридцать третьей математической школе. Сын Алексей – выпускник политеха, женат, живёт и работает в родных краях деда – в Питере. Дочь Маша у нас в бабушку – закончила экономический факультет госуниверситета. Теперь у нас трое внуков: шестилетний Ваня и близнецы – им по четыре года – Виктория и Алёна. Радость общения с ними не передать никакими словами.

 Ректорский стаж Владимира Афанасьева – без трёх лет четверть века. ЯГПУ имени К. Д. Ушинского занимает 3-е место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических вузов, он победитель национального проекта в сфере образования. 80 процентов учителей и 75 заслуженных учителей у нас в области – выпускники этого одного из старейших вузов страны, отметившего недавно своё 100-летие.

Читайте также
  • 18.12.2012 Виват «Академия»! Вот ещё одна смерть обрушилась на нашу культуру. Рядом с могилой великого Мстислава Ростроповича теперь будет надгробие Галины Вишневской, справедливо
  • 22.11.2012 Лучшей дорогой в жизни должна стать дорога в школуВ этом убеждены учителя и ученики ярославской средней школы № 30, отмечающей в этом году своё 45-летие.
  • 03.02.2007 Кому улыбается госпожа УдачаВ Ярославле вышло в свет первое в современной России учебное пособие для старших школьников по теории вероятностей. Написал его ректор ЯГПУ имени К. Д.
  • 19.08.2005 Oт кого же мы произошли? Современных ученых крайне печалит тот факт, что при всем внешнем блеске технического прогресса и всем развитии науки, которая сегодня способна решать сверхсложные
  • 06.12.2002 Ученые – учителям, а те – детям На базе Института биологии внутренних вод Российской академии наук в поселке Борок с 1 по 4 декабря состоялся выездной семинар по экологическому воспитанию
  • 15.05.2002 Ваше благородие, госпожа Удача Как утверждал один из героев романа Достоевского «Игрок», «рулетка – игра по преимуществу русская». Мало кто помнит теперь, что и теорию вероятностей некогда
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают