– Год назад в такой же вот светлый майский денёк мы видели вас, Владимир Васильевич, в ботаническом саду педуниверситета с лопатой и лейкой в руках. Дело было на закладке сада «Моим учителям» и открытии бронзового «Древа мудрости» с увесистыми аппетитными плодами просвещения на ветках. А кто были ваши учителя?
– Самыми первыми – папа с мамой, друзья-однокашники, учитель математики в ярославской школе № 34 имени Пирогова Алексей Дмитриевич Некрасов.
– Одноклассники – и в учителях?
– Сами того не ведая, они тоже учили меня уму-разуму. Три Николая – Оносовский, Оковин, Стептянин. Я о них в школе, помню, даже сочинение писал. Да и сейчас, было бы время, много чего хорошего мог бы о них рассказать. Не терять головы ни при каких обстоятельствах – может быть, к этому и сводится та главная премудрость, за какую я на всю жизнь благодарен своим школьным друзьям. А выучка чья была? В том числе и любимого учителя Алексея Дмитриевича. Человек думающий – это уж точно о нём сказано. Вот, послушайте, как он отметки ставил. Допустим, задаёт вопрос, ты отвечаешь. Он смотрит на тебя и говорит: дескать, молодец, Володя. Через короткую паузу слышишь от него: «Вообще-то не очень». И выносит окончательный вердикт: «Садись, плохо». Сложнейшая мыслительная операция! Его сверхтребовательность однако не мешала ему иногда доверять мне проверку контрольных работ. Не иначе как улавливал во мне педагогическую струнку.
– О родителях можно поподробнее?
– Удивительные были люди. Отец – из Кронштадта, закончил артиллерийскую школу. Прошёл три войны, две мировые и финскую. Было с кого брать пример жизнелюбия и оптимизма. Он стал и первым моим футбольным наставником. Наверное, это от него во мне бодрящий ген спортивного азарта. Матушка у меня из крестьянской семьи, волжанка из-под Кимр. Девчонкой она могла вёрст за пятнадцать идти из деревни в Кимры босиком при любой погоде – навестить больную мать. В 23 года ей хватило духу поехать в Москву, поступать в знаменитый Плехановский институт. И ведь поступила. Стала высококлассным экономистом. Так что как сохранять самообладание в самых трудных жизненных ситуациях, не из книжек знаю.
– По логике нашей беседы осталось спросить у вас о самом любимом учителе здесь, в стенах вашей альма-матер.
– Это был неунывающий одессит Абрам Миронович Лопшиц, его многие помнят. На его лекциях и семинарах по геометрии эвклидово пространство не было безжизненной пустотой. Он знал, что имеет дело с будущими школьными учителями и потому мастерски умел опустить на землю любую тему через понятные всем и каждому аналогии: то с комбинацией на шахматной доске, то с городскими автобусными маршрутами, то, допустим, вычисляя длину кривой, с обыкновенным шнурком от ботинок.
– Недавно педуниверситет принимал потомков Константина Дмитриевича Ушинского из Италии и США – «Северный край» об этом рассказывал. В музее классика педагогики гости испытали много волнующих минут от того, что в педвузе имени Ушинского, где в новом корпусе его музей на самом виду, их предка почитают не просто на расстоянии как титульное имя из названия вуза – это авторитет действующий. Для студентов – Мастер, для профессуры – коллега-единомышленник. Какие идеи Ушинского вам как ректору ближе всего?
– Разговор тут может быть долгим. Если вкратце, то назову некоторые ключевые понятия из наследия Ушинского: «общечеловеческое воспитание» – это его термин; общедоступность образования; раннее и одновременное развитие разных творческих способностей ребёнка; свободный труд как основа жизни и воспитания; народные и семейные традиции в нём. Как видите, ни единого слова не устарело. Уж не говорю о его «Рецепте самосовершенствования». «Прямота в словах и поступках», «обдуманность дей-ствий», «решительность» – всего таких заповедей шесть. Они полностью приведены на фирменных сувенирных книжных закладках нашего музея. Если такую закладку и можно в шутку назвать шпаргалкой, то она, ясно же, на века.
– Ваша круглая дата приходится на один из четырёх дней IX Международных Колмогоровских чтений. На огонёк в Ярославле гости собрались «от Москвы до самых до окраин», из стран ближнего зарубежья, представлен в программе Израиль. В ней полторы сотни докладов и выступлений. Такой впечатляющий презент вам ко дню рождения. Наши читатели знают, что традиция Колмогоровских чтений стала в начале XXI века всецело вашей личной инициативой, вашим детищем. Легендарный автор аксиом современной теории вероятностей академик Андрей Колмогоров тоже ведь в вашей судьбе далеко не последняя величина, это так?
– Предкам Андрея Николаевича, напомню, принадлежал сохранившийся особняк в классическом стиле на Пробойной, нынешней Советской улице. Его детство прошло здесь и в Туношне. В Ярославле есть теперь и мемориальная доска, и улица в его честь. Классик нау-ки – так я к нему всегда и относился. Аспирантом довелось слушать в Москве его доклад о стихосложении. Неравнодушен к поэзии и потому всю жизнь жалею, что не конспектировал тогда. Колмогоров для меня и сегодня, выражусь образно, путеводная звезда. Правда, всё несказанное очарование «науки о случае» я открывал для себя сам.
– Оно, это очарование, в чём для вас?
– Да хотя бы в том, что как говорил великий француз Лаплас, теория вероятностей – это «здравый смысл, сведённый к исчислению». Научной дисциплиной стала она в трудах Буняковского (автора некрасовского «Современника»), Чебышева, Ляпунова. Недаром теорию вероятностей в XIX веке называли «русской наукой». Так что, наверное, нам сам Бог велел её любить и уважать. Она учит просчитывать риск, и необязательно в азартных играх, с которых во времена рыцарей и прекрасных дам «наука о случае», соб-ственно, и начиналась. Она учит делать свой выбор в жизни, не боясь рисковать и не полагаясь на старозаветное «авось».
– Вашему-то выбору, стойкой верности ему позавидуешь. Кажется, совсем недавно вы принимали поздравления с выходом в свет первого в современной России учебного пособия по теории вероятностей для старших школьников. С тех пор, года за три всего, ваша авторская биб-лиотека пополнилась выпущенным в Москве вузовским учебником «Теория вероятностей» и целой серией монографий по математической статистике, в том числе и в спорте. Нетрудно заметить, что у ваших последних книг есть одна особенность: почти все написаны в соавторстве с вашими, уже «оперившимися» учениками. Что больше всего цените вы в учениках?
– Сама профессия школьного учителя обязывает тебя быть созидателем, как теперь говорят, личностью креативной. Из таких, к слову, моя ученица Надя Смирнова. Аспирантуре предпочла должность учителя математики и информатики в рыбинской гимназии № 8. Ваша газета только что сообщила о её победе на региональном этапе конкурса «Учитель года России-2011». Прямо к моему дню рождения подгадали с такой доброй новостью. Больше всего дорожу в учениках тем, чему в жизни следую сам: способности делать своё дело на совесть (а уж люди разберутся, что к чему), в любой ситуации оставаться человеком и самим собой, придерживаясь при этом испытанной мудрости «быть, а не казаться».
– Кроме Колмогоровских чтений, есть ли у ректора для нас ещё какие-то хорошие новости?
– На деловом поприще связаны они с упрочением репутации нашего университета как вуза и педагогического, и учебного, и, что особенно важно, исследовательского. Создаётся центр инновационных технологий, один из семи в России, о которых как раз в эти дни ещё раз говорил премьер-министр Владимир Путин. На базе есте-ственно-географического факультета открыт Институт хемогеномики (от корня «ген») с участком опытно-промышленного производства субстанций для лекарств – серьёзное подспорье к становлению и развитию в Ярославле фармацевтического кластера.
– И последний вопрос: если не секрет, где и как будете отмечать 60-летие?
– Не секрет. Во-первых, в университете, на учёном совете с коллегами и друзьями, а во-вторых, конечно же, в семье. Самые большие радости у меня всё же семейные. Если на должность ректора избирался я пять раз и руковожу вузом двадцать лет и два года, то нашему с Татьяной союзу – она учитель биологии и экологии, заслуженный учитель России – аж, как в сказке, тридцать лет и три года. Дети учились в тридцать третьей математической школе. Сын Алексей – выпускник политеха, женат, живёт и работает в родных краях деда – в Питере. Дочь Маша у нас в бабушку – закончила экономический факультет госуниверситета. Теперь у нас трое внуков: шестилетний Ваня и близнецы – им по четыре года – Виктория и Алёна. Радость общения с ними не передать никакими словами.
Ректорский стаж Владимира Афанасьева – без трёх лет четверть века. ЯГПУ имени К. Д. Ушинского занимает 3-е место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических вузов, он победитель национального проекта в сфере образования. 80 процентов учителей и 75 заслуженных учителей у нас в области – выпускники этого одного из старейших вузов страны, отметившего недавно своё 100-летие.