В чём же суть обсуждаемого вопроса? И какие причины вызвали разговор, который вышел в целом шире, чем заявленная тема? Так, были затронуты и, скажем мягко, вредные привычки водителей, и проблемы с шофёрами-гастарбайтерами…
Николай Александрычев сообщил: в общественную приёмную Владимира Путина, которую он возглавляет, поступают жалобы от ярославцев, имевших несчастье столкнуться с услугами ряда перевозчиков. Обращения граждан зачастую объединяет их крепкое сомнение в добром физическом и психическом здравии водителей. Николай Алексеевич соглашается с народом:
– Действительно, иной раз вид шофёра – небритого и мрачного – навевает ужас: то ли он болен, то ли с похмелья...
За «круглым столом» подробно разобрали систему медицинского освидетельствования перед рейсом. На крупных транспортных предприятиях есть здравпункты, где проводят медосмотры перед рейсом. Их цель – выявить различные болезненные состояния водителя, например, обострение хронических болезней, острую боль или опьянение, утомление…
А вот небольшие предприятия, где работают пять-шесть машин и нет своего офиса и даже гаража, должны заключать договор с каким-либо медучреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих услуг. Казалось бы, система налажена и всё идёт своим чередом согласно методическим рекомендациям Минздрава и Минтранса, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Одни проверяют состояние здоровья, другие возят пассажиров. Однако, заметил Николай Александрычев, есть факты, которые говорят, что система, мягко говоря, работает неудовлетворительно... И возникает вопрос: а кто вообще эту систему освидетельствования здоровья шофёров контролирует?
Оказывается, нет специальной структуры, которая бы контролировала процесс, кроме сотрудников департамента здравоохранения. Но в области, по данным Ярославского автотранспортного союза, более ста перевозчиков пассажиров и около тысячи коммерческих перевозчиков. И проверять их договоры с лицензированными учреждениями на проведение предрейсового медосмотра по закону можно не чаще, чем раз в два года.
Вопрос депутата областной Думы не беспочвенный. Подполковник милиции Сергей Волков привёл в пример случаи, когда в бардачке у водителей обнаруживались чуть ли не пачки путевых листов со штампами о предрейсовых осмотрах на месяц вперёд, то есть филькина грамота. Как водитель их получил – история умалчивает.
Нельзя не сказать и ещё об одной реалии нашего дня – о распространении наркомании. К сожалению, проверка водителей на наркотики не входит в процедуру осмотра перед рейсом. А между тем из сводок ГИБДД мы знаем уже два случая в Ярославле, когда водители маршруток были задержаны в наркотическом опьянении.
Заместитель главного врача областной наркологической больницы Евгений Баскаков сообщил: в их клинике, как и в подобных учреждениях в других регионах, проводят специальное тестирование среди тех, кто проходит шофёрскую комиссию на получение или продление прав или медкомиссию. В год только в Ярославле по-средством тест-полосок обнаруживают 50 – 60 наркозависимых водителей. Десятка два таких товарищей наркологи выявляют ежегодно в Рыбинске, Тутаеве, Данилове… И это люди, которые управляют транспортным средством! Они ставят на карту жизнь не только пассажиров, но и пешеходов.
Такой случай был выявлен в Переславле. Районной прокуратуре пришлось через суд лишать водителя-наркомана прав на управление транспортным средством. Важным аргументом для суда послужила как раз угроза жизни для пассажиров и пешеходов.
Евгений Баскаков считает: пусть нет чётких документов Минздрава о проведении предрейсового осмотра водителей, руководитель автопредприятия может сам прописать объём процедур.
Другая проблема, которая нас коснулась, впрочем, менее, чем жителей Москвы или Санкт-Петербурга, – это манёвры ряда работодателей-перевозчиков вокруг миграционного законодательства. Приезжает в Россию человек из ближнего зарубежья и становится на учёт в качестве разнорабочего, а садится за руль маршрутки. Недавно жительница Ярославля получила черепно-мозговую травму. Водитель, гражданин Киргизии, слишком резво тронулся с остановки – женщина вывалилась из салона… Водителю грозит лишение прав до полутора лет. Но утешение ли это для пострадавшей?
Президент Ярославского автотранспортного союза Роберт Бестаев предлагает взять за образец решение проблемы в Санкт-Петербурге, Калининграде или Татарии. Там местные администрации через тендеры на маршрут, так сказать, добровольно-принудительно заставляют мелких перевозчиков заключать договор на предрейсовый осмотр шофёров на каком-либо крупном предприятии, где есть лицензированный здравпункт, штат медработников. Это предприятие определяется по конкурсу.
Роберт Иванович заметил:
– Так делают и в Европе. У нас этого нет. Поэтому водители маршрутных такси фактически не проходят медосмотр. А их в регионе насчитывается шестьсот. Как утром или в обед перед рейсом погнать стольких в больницу на освидетельствование? А в Санкт-Петербурге это организовано на базе шести крупных автопредприятий, в Казани – на базе одиннадцати. Можно организовывать товарищества. Речь не о том, чтобы загонять предпринимателей куда-то, нужно убедить людей. Ведь это вопрос безопасности пассажиров.
Николай Александрычев подытожил обсуждение:
– Медработники автопредприятий, занимающиеся осмотром водителей перед выходом на маршрут, в основном имеют среднее медицинское образование, кроме того, работая в одном коллективе с проверяемыми, к своим обязанностям часто относятся формально. Качество медицинских осмотров необходимо повысить. Самым оптимальным выходом из ситуации считаю заключение прямых договоров между транспортными предприятиями и независимыми лечебно-профилактическими учреждениями на проведение предрейсовых осмотров. Контроль нужно ужесточать. Страшных случаев ещё не было, но лучше их предотвратить… К осени эти вопросы вынесем на обсуждение в Думу. А пока будем изучать общественное мнение.