Более сотни человек приняли в них участие: речники, спасатели областного поисково-спасательного отряда и Ярославского центра гражданской защиты населения, представители Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, судоходной инспекции, УВД. И даже пожарные выезжали усмирять огненную стихию, разбушевавшуюся на воде…
По условиям вводной из-за неудачного манёвра малое наливное судно «ТНМ-24» столкнулось с большим танкером «Навашинский судостроитель» судоходной компании «Ярославия». Итог – пробоина ниже ватерлинии примерно в двадцать квадратных сантиметров и разлив двух тысяч тонн мазута. Ситуация с «навалом» судов вполне реальная, на реке становится тесно, и не далее как в прошлом году на Волге недалеко от Ярославля не разошлись буксир и танкер, слава Богу, пустой.
Правда, судовладелец протестует: попробуй пробей борт и металлическую оболочку танка! Это ещё нужно постараться. К тому же в «ТНМ» двенадцать танков, и сразу две тысячи тонн в воду не попадёт.
Тем не менее по вводной пятно мазута поплыло вниз, к пребывающей в неведении Костроме, со скоростью метр в секунду. И это несмотря на усилия экипажа, который сразу же начал расставлять боновые заграждения, чтобы не допустить распространения горючего в воде. Мазут перекачивают в специальное судно-нефтесборник. Правда, из-за сильного ветра начинают тонуть боны… На них ставят поплавки, чтобы удержать на поверхности воды. А уплывшее пятно прибилось к берегу в районе города Ярославля. И здесь его должны локализовать спасатели.
В штабной палатке начальник ГУ МЧС РФ по Ярославской области генерал-майор Павел Барышев долго и скрупулёзно выпытывал у каждого присутствовавшего последовательность действий, объём используемых сил и средств. В конце концов отверг план ЛАРН – ликвидации аварийного разлива нефти, – которым руководствуются речники. Недостаточно чётко проработан: не указано, к примеру, на чём и куда потом вывозить собранный мазут… Теоретической части учений, таким образом, посвятили битых два часа.
Зато «в бою» вышло на удивление оперативно и быстро. И это при том, что условия вводной усложнили: на танкере ещё и пожар должен был разгореться! Но два бравых молодых матроса так быстро потушили его, что прибывшим с берега на красивой красной лодке пожарным делать было уже нечего. Не успели мы оглянуться – ещё речники собирали разлившийся мазут в нефтесборщик, – а спасатели центра гражданской защиты уже развернули бурную деятельность на берегу, поставили боны и «поймали» нефтяное пятно.
Напоследок решили задействовать и экипаж автомобиля «Медицина катастроф». Один из матросов вызвался быть травмированным – его и отправили смазать лоб зелёнкой…
Разбор полётов обещал быть не менее скрупулёзным, чем теоретическая часть учений, поэтому журналистов больше не задерживали. Но мы сами видели: всё прошло как по писаному.