В лучшие годы завод сдавал до пятнадцати кораблей в год. Сейчас в среднем – три. Но всё-таки сдаёт. И такие, за которые на любых морях-океанах не стыдно. В числе тех, которые строил недавно Виктор Степанович Киндяков, – морское водолазное судно нового проекта для проведения поисково-спасательных работ. Оно способно работать на глубинах до 60 метров, оборудовано водолазным комплексом и противопожарной системой для тушения других кораблей и объектов. Водолазное судно под названием «Стольный град Ярославль» было сдано в прошлом году и работает сейчас на Каспии – оно было первым. Второе такое же – «Ростов Великий» – спущено на воду в канун Первомая и проходит сейчас швартовые испытания, после чего пойдёт в Мурманск, а оттуда Северным морским путём в порт приписки на Сахалин. Третье – «Углич» – ещё на стапелях, достраивается.
У завода есть и другие заказы, но без чёткой определённости в финансировании. Предприятие с некоторых пор берёт сторонние заказы, строит яхты для состоятельных людей – в числе тех, кто занят этим новым для завода делом, опять же Виктор Степанович Киндяков.
Его профессия – трубопроводчик. В процессе строительства любого судна нужно проложить множество труб: по одним пойдёт топливо к двигателям, по другим – воздух для гидравлики, по третьим – вода для технических нужд, по четвёртым – вода для питья и т. д., и т. п. Трубопроводы – кровеносные сосуды корабля, их тут сотни, и надо, чтобы все были проложены, увязаны и, по выражению судостроителей, попали куда надо.
– Соответственно, рабочий этой профессии должен обладать пространственным воображением, – поясняет начальник цеха Павел Викторович Черменский. – Мало того, свободно читать судостроительную документацию – на уровне инженера. Трубопроводы всегда разные – Киндяков знает все.
Такая квалификация («верхняя», как говорят здесь) ещё у пяти-шести человек на заводе. В судостроении всегда было сложно работать, сейчас особенно. Снизился уровень технической документации, которая приходит на предприятие извне, многое приходится «дотягивать» на месте. А главное, не хватает рабочих нужной квалификации. Самое работоспособное и опытное среднее по возрасту поколение потеряно в разгар кризиса. В цехах в основном молодёжь без всякого опыта и ветераны. Если возобновить подготовку судостроителей в ПТУ, то куда потом девать его выпускников? Судов для этого строится слишком мало.
– На таких, как Виктор Степанович, вся надежда. Они ещё и по пароходам лазают и соображают кому хочешь на зависть. Мы к ним молодых ребят приставляем, так и выходим из положения. Спасибо им.
Доброе слово начальника цеха Киндякову, конечно, будет приятно, да он и сам знает: чтобы почувствовать себя в его деле своим, нужно года два-три. Но раз такая ситуация, приходится действовать по обстановке. Дошло ведь до того, что из-за нехватки людей на заводе сейчас работают судостроители из Волгограда, других мест – вахтовым методом.
– За державу обидно, – слышу я от Киндякова по поводу всего этого.
Что касается самого Виктора Степановича, то на будущий год будет сорок лет, как он на заводе. Ни цех, ни профессию не менял ни разу. Где-то под конец нашего с ним разговора пошутил:
– Я философски отношусь к жизни: куда попал, туда попал.
Человек сугубо сухопутный, морской романтике, вроде бы, не подверженный, он по работе не раз бывал на сдаточной базе завода в Таллине, на испытаниях кораблей в Ленинграде, Севастополе, Новороссийске.
– Ну и как вам корабли на море?
– Захватывающее зрелище! Впечатляет.
На заводе на видном месте, там, где суда спускают на воду, слова Петра I: «Российскому флоту быть». В какие годы сказано, а ведь сбылось. Среди наград Виктора Степановича – медаль «300 лет Российскому флоту». В строительстве этого флота свою лепту внёс и наш неморской город. Хочется верить, что корабли ярославской постройки будут приумножать его и впредь. Несмотря ни на что. Виктор Степанович Киндяков, во всяком случае, постарается.