Наша читательница из лесного посёлка Юркино Борисоглебского района, биолог по профессии, Виктория Нестеренко перед форумом и к сезону летних отпусков предлагает для обсуждения тему, по её словам ещё не раскрученную, хотя для развития региона и никак не менее важную, чем въездной элитный туризм и дальние путешествия наших земляков. Её письмо – о туризме сельском, чьи автомобильные и пешие, велосипедные и лодочные маршруты проходят по верхневолжской глубинке.
По одному из них – в деревню Алфёрово, что в двух верстах от Некрасовского, отправились наши корреспонденты.
КОЛИ ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ
Перечитали на дорожку письмо юркинского старожила. Речь ведёт она не об увеселительных прогулках на «зелёную» с выпивкой и банькой, не о том, где на свежем воздухе поиграть в гольф новым русским. Нашу читательницу совсем другое волнует – та, знакомая простому горожанину ситуация, когда летний отпуск на носу, а Турция и Египет не по карману и на дачу ехать пока что-то не тянет – там ведь те же кухня, домашние приборки, ремонты, сад-огород.
Вот и спрашивается в той вроде как немудрёной школьной задачке, куда ему податься отдохнуть, а если повезёт, сразу и подлечиться, где и что детям показать, чтобы уж совсем не запамятовали, какого они роду-племени.
Своё письмо Виктория Петровна называет по-учёному «фор-эскизом». Объясняет, почему знаменитому историческому селу Вощажникову, подаренному (как и Юркино и ещё четыре сотни окрестных деревень) Петром I своему боевому соратнику Борису Шереметеву, почему, как и всему району, нужны ему не только тот, что строится сейчас за околицей Вощажникова крупный животноводческий комплекс, но и кое-что ещё – к примеру, турбаза с гостевым домом и подсобным хозяйством.
О других подробностях «фор-эскиза» чуть позже, а пока посмотрим, как выглядит зелёный туризм не в надеждах и чаяниях, а в жизни, и не в бархатный сезон, с парадной стороны, а в межсезонье, когда полно забот на земле и тем более у того, кто взялся за гуж.
По самодельному указателю на берёзе сворачиваем с окружной дороги в Некрасовском на просёлок к Алфёрову в гости к предпринимателю, хозяину «фазенды» Петру Совтану. То, что для автора письма из Юркина отдалённая перспектива, в Алфёрове повседневная кипучая реальность со всеми её радостями и печалями. Какая у Петра Петровича главная печаль в межсезонье, мы уже сами видели – дорога. Если что, заранее ободрял он нас по телефону, «протяну на тракторе».
Изрядно искупалась в дорожных буераках видавшая виды редакционная «Волга», но без тяжёлой техники, слава Богу, обошлись. А у хозяина самая ходовая техника сейчас – лопата. Времени на разговоры нет, идём «фазенду» смотреть. Кроме собственного жилья есть у него три гостевых дома, баня с сухой парилкой, настоящая русская печь под навесом, детский городок с весёлой авторской деревянной скульптурой.
А ещё есть пасека, три пруда с карасями и утками. Строил всё своими руками и пруды копал сам. Диких уток умудрился прикормить и приручить, гнёзда у них в ящиках из-под яблок. Зимовали утки в тёплом вольере, их и сейчас ещё выпускать на воду, по расчётам хозяина, рановато:
– Лиса съест, – кивает Пётр Петрович в сторону опушки, что начинается за оградой в трёх шагах.
ЗАГАДКА
ПЕРВОПРОХОДЦА
С утра был у него осмотр пасеки, чистил ульи, где-то менял поизносившуюся вощину – на ней пчёлы соты строят. Первейшая забота сейчас – закладка за прудами аллеи здоровья (на снимке). К молодым берёзам подсадил можжевельник, тую, из собственного питомника сибирский кедр – хорошо воздух очищают.
Круглые клумбы из отслуживших автомобильных колёс – для лекарственных трав. Сажает их Совтан, агроном по профессии, в самом широком наборе, раздельно иван-чай, ромашку, чистотел, полынь. Имеется и экзотический болиголов из ближайшего леса – народное средство против рака. Привёз для аллеи десятка два здоровенных валунов – в костромских краях раздобыл. И для красоты, и для литотерапии: о том, что энергетика у валунов целительная, толстые книги написаны.
Сплёл из прутьев, подвесил между деревьями даже что-то вроде дачи для белок, чтобы было им, сердешным, где крутиться. На этих перемоченных неудобицах сам он крутится-вертится без помощников.
Вся усадьба у него собственного сочинения – от гостевых домов до флюгера с лопастями из пластмассовых блюдец. Как успевает и пруды рыть, и пахать, сеять, урожай собирать и гостей принимать – загадка. Сноровка, хватка, всё при нём – лет десять был председателем колхоза. Но всё равно непонятно, как всё успевает в одиночку.
С гостями общается больше для души, на серьёзную коммерцию расчёта пока нет. Ночёвка для семьи у него, мы прикинули, втрое дешевле, чем в городской трёхзвёздочной гостинице. Прошлой осенью привезли сюда на один день первую группу туристов-школьников. Отзывы были такие, что администрация Некрасовского района немедленно включила «фазенду» Петровича (так его называют в Алфёрове и вокруг) в муниципальный каталог туристских ресурсов.
Алфёрово – новый адрес правобережного маршрута Малые Соли – Некрасовское – Левашово, к реконструированной солеварнице и дальше, к студёным родникам на берегах речки Княгини. Он давным-давно обкатан, как и левобережный маршрут, по некрасовским и опекушинским местам до Заболотья, к Деду Мазаю на уху. Оба включены в первый у нас в области районный атлас, изданный пять лет назад с участием специалистов педуниверситета и при финансовой поддержки правительства области.
По информации, полученной от Натальи Макаровой, заместителя директора муниципального учреждения «Патриот», – она в администрации района ведает и туризмом – каждый месяц Некрасовское принимает до десятка экскурсий выходного дня, гостей из Ярославля, Москвы, Костромы. За прошлый год район получил от въездного туризма более двух миллионов рублей прибыли – это больше восьми процентов его консолидированного бюджета.
ГДЕ ГОСТЕЙ ПРИНИМАТЬ
Некрасовский опыт выпуска атласа со всеми картами района, эта первая попытка вписать зелёный туризм в полный свод ресурсов муниципальной территории, как ни печально, пока продолжения не имеет.
Есть реестр областной, каталоги и путеводители в районах, показывать нам всегда найдётся что, хоть интуристам издалека, хоть собственным детушкам. В прошлом году только Ярославль принял больше миллиона гостей со всего света. Самые проблемные из ресурсов известно какие – дороги и жильё. В непогоду с окружной дороги без трактора в Алфёрово – да, не проедешь. И так повсюду, от Гаврилов-Яма до Пошехонья.
Правда, с загородным жильём для туристов наша Ярославия в нулевые годы заметно подтянулась. Больше всего гостевых домов вокруг Рыбинского и Угличского водохранилищ. В Брейтовском районе так они чуть ли не в каждой прибрежной деревне. Подготовка к сезону летних отпусков уже идёт на полную катушку, не только у Петровича. Мы убедились в этом, связавшись с одной из таких баз – «Чайкой», что на безымянном острове на Угличском водохранилище.
Предприниматель Олег Овчинников – владелец городского магазина рыболовных принадлежностей. На острове у него два коттеджа, человек на пять каждый, рыбалка, прогулки по реке, охота, грибы и ягоды в берёзовом лесу, опять же банька, а для гурманов – жаркое на вертеле. Послушаем ост-ровитянина:
– Цены у нас до шести тысяч рублей за коттедж в сутки. Если приезжает компания, то, как видите, на человека получается не дороже, чем в город-ской гостинице. Есть местный рынок гостевых услуг. Примерно аналогичный их набор – в Глазове на берегу Улеймы, в крестьянском хозяйстве Карташовых в Овинчищах-Подгорных. Лёд сошёл – открываем лодочную переправу, на днях первых гостей примем.
Алфёрово, «Чайка» или конный двор фотографа Дарьи Чужой под Угличем, или Артемьево под Мышкином, где потомок последних владельцев усадьбы Селифонтовых-Чавчавадзе – Бирюковых, выпускник МГУ, геолог Александр Бирюков, переехав туда из Москвы, дерзает возродить уклад жизни в усадьбе – с конюшней, фермой, выпасами – все эти адреса, что острова в океане. Виртуальная карта зелёного туризма у нас вся в белых пятнах. Тот же Борисоглебский район (как и Даниловский, Любимский, Первомайский, Большесельский) и впредь будет связан по рукам, пока не займутся поисками инвесторов для наращивания гостевого ресурса.
Если Ярославский район – тоже ведь село – может принять в сутки почти тысячу человек, то Борисоглебский в туристский паспорт региона заявил мизер в 61 место, Даниловский – 49, Первомайский – 30. У Большесельского, и это на бывших землях шереметевского правления, кроме муниципальной гостиницы под романтическим названием «ЖКХ» с пятью четырёхместными номерами без удобств, до сих пор предложить гостям не может ничего.
ОСТРОВА В ОКЕАНЕ
Артемьево или Березино, где родилась легендарная крепостная актриса Прасковья Ковалёва-Жемчугова, а тем более, допустим, клюквенные места на юхотских болотах отмечены в лучшем случае на районных туристских схемах, неизвестных широким путешествующим массам. Как, впрочем, и Вощажниково.
Заглянем ещё раз в «фор-эскиз» Виктории Нестеренко. Вопрос ставит она по-хозяйски. В том месте, где гости останавливались бы на отдых на маршрутах из Ярославля или Ростова через Борисоглебский и дальше по шереметевским местам, не обязательно, как она думает, строить что-то с нуля. Можно принимать гостей кому-то из старожилов окрестных деревень, у кого сохранилось крестьянское хозяйство. Соорудить пришлось бы только гостевой дом – летний, а ещё лучше для житья в любое время года. Расчёт скорее не на большие группы гостей – на неорганизованных туристов и тихий семейный отдых: кругом такая благодать – простор, речка Мозга, леса с грибами и ягодами.
«В отдалённой перспективе, – читаем в письме, – такой турбазе не обойтись будет без пасеки, небольшой фермы, где дети могли бы покормить коз и телят, поухаживать за коровой, а взрослые попробовать себя в ремёслах, хотя бы для начала выткать или вырезать из дерева сувенир на память».
Сельский туризм, каким ему быть, как ему развиваться, интересует многих и многих.
НАШ ГЛАВНЫЙ РЕСУРС
Перед форумом в самый раз повнимательнее присмотреться и к международному опыту. Во Франции, Великобритании, Нидерландах, других странах Евросоюза действуют, приносят в казну большие доллары национальные программы продвижения в жизнь зелёного туризма. На Британских островах называется она «Национальный траст», и англичанам давно не надо объяснять, что лопухами зарасти не дают сельской местности и они, туристские пансионы на фермах и в старинных усадьбах.
Да ведь и наши бабушки-дедушки во времена Некрасова, а позже их дети, то есть наши родители, снимали, не забудем, на лето дачи в деревне. Так что сельский туризм для нас не мода и никакой не импорт. Он у нас в генах, а в некоторых семьях просто на снимках в домашних альбомах.
Когда мы, и с таким вопросом тоже, пришли в департамент экономического развития Ярославской области, то консультант отдела по развитию туризма Дмитрий Цапук первым делом сказал в тему самую простую вещь, и она вовсе не выглядела общим местом, скорее очевидной аксиомой, не требующей доказательств:
– Без инициативы конкретных людей в туризме, особенно сельском, ничего не добьёмся.
Вместе вспомнили классику жанра – экологические тропы «сталкеров» национального парка «Плещеево озеро», село Великое с Татьяной Басовой, Кацкий стан с Сергеем Темняткиным, Вятское с Олегом Жаровым и Еленой Анкудиновой. Само собой, отдали честь и верному автору «Северного» Гречухину – следопыту волею Божией.
От далеко идущих выводов наш собеседник тоже воздер-жался. Зато дал пару дельных советов. Один из них: переадресовать муниципальным властям и письмо из Юркина, и горькое недоумение Петра Совтана, почему ни у кого до сих пор не дошли руки хотя бы подсыпать дорогу на Алфёрово.
Александр-ТРАССЕР | 30.04.2011 в 22:09 | ответить0
Уважаемый автор, для журналиста непростительно рассуждение о том, в чём он не разбирается. Это признак непрофессионализма. Всего знать не может ни один человек, но если уж пришлось столкнуться с неведомым, то прежде чем взяться за перо, надо как следует разобраться. А то получается развесистая клюква. Это я по поводу «поизносившейся вощины». Сделайте одолжение, загляните в литературу по пчеловодству, сходите в контору пчеловодства или просто окунитесь в Интернет и уясните для себя, что такое «вощина», как и для чего она используется пчеловодами (и пчёлами). Тогда поймёте, что вощину не меняют (разве что в магазине, где приобрели) и что поизноситься она не может. Да и зачем она ранней весной в ульях?