Буквально считанные часы остаются до того момента, когда на крестном ходе прозвучит победный возглас: «Христос Воскресе!» И так же победно отзовётся на него дружное: «Воистину Воскресе!»
Мы, кажется, уже и забыли, что были в нашей стране совсем иные времена, когда и Пасху отмечать запрещалось, и на пасхальную службу люди шли, таясь лишних глаз.
Об этом помнит свечница Воскресенского храма Тутаева Лидия Дмитриевна. Так было в пятидесятые и шестидесятые годы, говорит она. Хотя по домам народ всё равно и яйца красил, и куличи пёк. Особенно замечательными получались они в русской печке – пышные, сдобные. А для яиц хозяйки загодя готовили луковые перья. Хоть и жили бедно, но к Пасхе и Рождеству всегда всё лучшее припасали и порядок в домах наводили, рассказывает Лидия Дмитриевна.
Воскресенский собор, построенный в XVII веке, не закрывался и в советские годы. И сюда на Пасху всегда собирался народ отовсюду. Приезжали ярославцы, рыбинцы и даже москвичи – все, кто знал о нём и его святынях. Главная из них – огромная икона Всемилостивого Спаса. К ней приходит всегда и Лидия Дмитриевна. Казалось бы, и возраст уже даёт себя знать, и живёт теперь она в доме милосердия, но, не смотря ни на что, находит силы не просто прийти, но и помочь собору. С удовольствием делает это, служа за свечным ящиком. С добродушной улыбкой и ласковым словом предлагает всем, приходящим сюда, приобрести свечи, какую-то православную атрибутику, заказать требы – особые молитвенные поминовения о родных и близких, живых и усопших.
Мы оказались в соборе в среду Страстной седмицы. Здесь завершалась уборка к празднику. Последние штрихи к ней наводили прихожане. У каждого из них своё послушание. У кого-то – подготовить и вывесить над входом в собор надпись «Христос Воскресе!». Перед этим её надо будет ещё украсить цветами. Кому-то предстоит мыть полы и непосредственно перед службой. А вот стёкла окон, оклады икон, подсвечники уже сияют чистотой. В этом году среди добровольцев, предложивших свою помощь в уборке, было немало молодёжи, что особенно порадовало пожилых людей. А вообще, говорят они, желающие помочь находятся всегда. Люди даже огорчаются, если вдруг их труд окажется по какой-то причине не востребован. Но такого почти не бывает. Собор большой, в нём два храма – зимний и летний, и на Пасху служба идёт в обоих.
За работой мы застали двух женщин – Нину и Таисию, которые приводили в порядок уголок, где стоит рака с мощами исповедника Георгия, бывшего старосты Воскресенского собора. Он скончался в 1960 году и прославлен в лике святых Русской православной церкви Архиерейским собором 2000 года. Есть в Тутаеве люди, которые ещё помнят этого человека. Он стяжал святость исповедованием веры в годы богоборчества, верностью Христу и той помощью, которую оказывал гонимому священству. Из-за этого и сам Георгий Егорович Седов претерпел немало лишений и даже побывал в тюрьме. Но в том, что Воскресенский собор в Тутаеве не закрыли в 50 – 60-е годы прошлого века, была и немалая толика его труда и молитв, рассказывают о нём земляки. Теперь они зачастую обращаются к исповеднику Георгию за помощью, молясь у его святых мощей.
Протирая раку и подсвечник, Нина и Таисия пояснили, что при чистке металлических предметов в храме никогда не используются современные чистящие средства, а только испытанные, приготовленные вручную из натуральных веществ смеси. Например, зубного порошка и нашатырного спирта. Дело спорится, если выполнять его с усердием и молитвой. А ещё они рассказали о том, что приводить в порядок икону Всемилостивого Спаса доверено постоянному человеку – давней прихожанке. Ей всегда помогают в этом мужчины, которые подставляют для неё большую переносную лестницу. Всё остальное творит она сама. Делает с благословения священника и с молитвой – и Господь помогает.
Последние приготовления к празднику шли и в трапезной. Здесь царствует Антонина Семёновна, самый известный на приходе кулинар. Она непременная участница всех епархиальных фестивалей постной кухни, и многие ярославцы, побывавшие на них, пользуются уже рецептами постных блюд Антонины Семёновны. Ими она всегда готова поделиться с любым. Хлебосольная, добродушная Антонина Семёновна и нас первым делом старалась усадить за трапезу, хотя на кухне её ждала масса дел. Надо разобрать коробки с яйцами, пожертвованными собору специально к празднику. Антонине Семёновне предстояло их красить. «Только на первый день Пасхи потребуется штук 150, – говорит она. – Разговляться за трапезой люди начнут с них. И, поздравляя деток с Пасхой, батюшка обязательно вручает каждому из них красное яйцо: «Христос Воскресе!»