– Сами видите, что самая проблемная зона – это центр, так как историческая застройка, которую очень любят занимать под офисы и магазины, не позволяет выделить место под парковку. Людям приходится оставлять свои машины где угодно, что и создаёт затруднения в дорожном движении, – рассказывает Максим Николаевич.
Его «девятка» с синими номерами везёт нас мимо бывшей гостиницы «Ярославль», где, уткнувшись носами в тротуар, стоят вереницей стальные кони-жуки – тут парковаться можно.
– В центральной части города у нас работают наряды ДПС, привлекают водителей к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством, – вводит меня в курс дела капитан.
По ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на тротуаре, повлёкшее создание препятствий для движения пешеходов» на нерадивого водителя накладывается штраф в размере 300 рублей. А вот вызвать эвакуатор можно только при нарушении правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, повлёкшем создание препятствий для движения других транспортных средств (ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ). В этом случае оформляются соответствующие документы, машина отправляется на штрафстоянку. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается.
Говоря простым языком, водитель может поставить своего железного коня где угодно, лишь бы не откровенно поперёк дороги, импровизированная парковка обойдётся всего лишь в 300 рублей. Но уже разрабатывается новый закон, который предусматривает эвакуацию машины с места парковки на пешеходном переходе или в пяти метрах от него. Кроме того, все затраты на эвакуацию и хранение автомобиля на штрафстоянке возложат на автовладельцев.
Сейчас эвакуация авто – забота мэрии. В экстренных случаях «Центр гражданской защиты» города Ярославля убирает мешающие проезду пожарной техники автомобили. Совместных рейдов с ГИБДД было за прошедший год всего десять. Техническая оснащённость не позволяет – у «Центра» пока всего один эвакуатор. Но к лету у спасателей ожидается пополнение – в их автопарке появится новейший эвакуатор-манипулятор австрийского производства. Увы, но и он будет использоваться в основном в чрезвычайных ситуациях.
Но разве незаконные стоянки – не чрезвычайная ситуация? Несмотря на то, что новый законопроект ещё не получил одобрения Президента России, в Ярославле решили подготовиться к нововведениям заблаговременно. Вот что сообщил по этому поводу председатель комитета по транспорту и связи мэрии города Ярославля Александр Болтовнин:
– В городе будут созданы служба эвакуации и служба парковок, сейчас комитет проводит конкурс по отбору специалистов, ожидается, что новые службы заработают уже в мае.
...Вот молочно-белый «Вольво» встал на пешеходном переходе на улице Первомайской. Колёса почти касаются «зебры», и к нарушителю уже спешит инспектор. Жалеть водителя «Вольво» почему-то совсем не хочется. Наверное, потому, что заднее окно его автомобиля заляпано грязью так, что подмывает написать сакраментальное «Вымой меня!».
– Пройдёмте для составления административного материала, – приглашает инспектор.
Делать нечего, и водитель понуро бредёт за стражем порядка. Недолгий разговор с нарушителем, и инспектор рассказывает, какая кара грозит за стоянку на «зебре».
– В течение 30 суток водителю надо будет оплатить штраф. При неуплате – либо штраф в двойном размере, либо административный арест до 15 суток.
Да неужто можно не заплатить 300 рублей и сесть за это на 15 суток? Да это же смехотворный штраф, а сама ситуация борьбы с незаконными стоянками – сражение против ветряных мельниц. Ситуация не изменится до тех пор, пока в центре не будут предусмотрены парковки. Но откуда возьмётся в исторической части города свободное место для машины? «Историю не снесёшь», пошутил один из гибэдэдэшников. С рядовым сотрудником охраны порядка на дороге согласно и руководство ГИБДД:
– В центральной части города расположены остановки общественного транспорта многих маршрутов. Несмотря на требования дорожных знаков, многие водители, игнорируя их, создают затруднения на узких улицах. В связи с этим принято решение об уплотнении нарядов ДПС на этих проблемных участках. Спросите у любого водителя маршрутки, и он вам ответит, что проехать по улице Комсомольской стало гораздо легче. Но улицу для стоянки не расширишь – историческую застройку мы убрать никак не сможем, – сказал Анатолий Паремский, начальник ОГИБДД УВД по городу Ярославлю.
Но решение проглядывает будто солнышко сквозь тучи – робко и очень неуверенно: а может, ну его, этот престиж офиса в центре города?! Что, если построить, как в Москве, офисные центры, естественно, с заранее предусмотренным местом для стоянки машин и, само собой, не в центре города? Моё мнение обывателя разделяют и в департаменте строительства:
– Ситуация с местами для стоянок автомобилей у нас в центре критическая. На поверхности свободных площадей нет, а подземную стоянку строить нельзя – культурный слой. Куда ни копни – везде история, – сказал мне не пожелавший представиться сотрудник департамента.
Вот так вот... А водитель «Вольво» грустно смотрит в весеннее небо на стаю вольных голубей. Вот кому не надо задумываться о том, где остановиться.