Первые случаи злоупотребления ингалянтами были описаны в конце ХIХ века. Это было вдыхание паров эфира медицинскими работниками.
В середине XX века в США, а затем и в Европе стали появляться сообщения о подростках, вдыхающих различные летучие вещества (пары бензина, некоторые виды клея, растворители и даже сапожный крем). В нашей стране история употребления ингалянтов молодыми людьми началась в 60 – 70-х гг. прошлого века. В 1975 году разразилась настоящая эпидемия в Прибалтике (подростки «нюхали» пятновыводители); спустя 10 лет массовое употребление летучих растворителей было отмечено в Нижнем Поволжье, Астрахани и некоторых районах Москвы. Отличительной особенностью злоупотребления летучими веществами является их региональное и ограниченное во времени распространение. Некоторые становятся «модными» среди подростков в одних городах и местностях и могут отсутствовать в других.
ПОТРЕБИТЕЛИ ИНГАЛЯНТОВ. Чаще всего злоупотребление ингалянтами бывает массовым. Группа формируется по месту жительства или учёбы и может включать от 2 – 3 человек до почти целого класса.
Существуют возрастные и половые особенности применения: начинается оно, как правило, в младшем или среднем подростковом возрасте (12 – 14 лет). Средства промышленной и бытовой химии часто являются первыми веществами, которые ребята используют для изменения сознания.
У подростков старше 16 лет злоупотребление летучими растворителями практически не встречается, однако многие из них от клея и бензина переходят к алкоголю или другим психоактивным веществам. Ингалянты чаще всего применяют мальчики. К факторам риска зависимости от ингалянтов относятся неблагоприятное окружение, обеднённая социальная среда и некоторые особенности личности (общее психическое недоразвитие, примитивность интересов, неустойчивый характер). Популярность ингалянтов среди младших и средних подростков объясняется низкой стоимостью и простотой их приобретения.
ДЕЙСТВИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Можно выделить несколько фаз, характеризующих действие ингалянта.
1-я фаза. После 2 – 3 вдохов появляются головокружение, чувство тяжести и боли в голове, резь в глазах, слезотечение, тошнота и слабость. Часто именно в этот момент подростки прерывают ингаляцию из-за множества неприятных ощущений.
2-я фаза. Если молодой человек продолжает вдыхать вещество, то на 4 – 5-м вдохе наступает фаза эйфорического опьянения. Неприятные ощущения исчезают, появляется приподнятое настроение.
3-я фаза. Ещё через несколько вдохов изменяется состояние сознания – вплоть до «оглушения». Окружающее воспринимается расплывчато, происходит дезориентация во времени и пространстве. На этом этапе ребята, как правило, молчаливы и неподвижны.
4-я фаза называется психотической. Подросток может видеть красочные галлюцинации, которые бывают как забавными, так и угрожающими. Поведение галлюцинирующего бывает неадекватным, так как видения принимаются им за реальность, и он способен совершить опасное дей-ствие, например, получить травму, убегая от «преследователей».
Длительность 4-й фазы – примерно 20 – 25 минут, а всё опьянение длится около часа.
После прекращения вдыхания вещества опьянение «затухает», видения прекращаются. Постепенно восстанавливается ориентировка во времени и пространстве, исчезает состояние эйфории и лёгкости, одновременно появляются головная боль, головокружение, вялость, слабость, тошнота, возможна рвота. Остаточные явления интоксикации: жажда, химический привкус во рту, боли в животе, снижение настроения, затруднённое мочеиспускание, тошнота, слабость и сонливость. Они могут сохраняться от нескольких часов до нескольких суток в зависимости от дозы и токсичности употребляемого вещества.
ПЕРЕДОЗИРОВКА. Летучие растворители раздражают рото– и носоглотку, гортань, трахею и лёгочную ткань. Поэтому при отравлении наблюдаются затруднённое шумное дыхание, хрипы, покашливания. Возможно возникновение острой пневмонии из-за химического повреждения лёгочной ткани.
Со стороны желудочно-кишечного тракта появляются тошнота, рвота, боли в животе, обильное слюноотделение. Возможно поражение почек и печени.
При превышении порога индивидуальной переносимости при применении летучих органических соединений становится возможной внезапная смерть, наступающая в результате остановки сердца и дыхания.
Диагностические признаки сформировавшейся зависимости – токсикомании – при злоупотреблении летучими растворителями:
• Переход от ингаляций, начатых в компании, к вдыханию паров токсических веществ в одиночку. Данный признак является наиболее ярким проявлением индивидуальной психической зависимости. Только в редких случаях к ингалянтам с самого начала могут прибегать наедине, например, в целях экспериментирования.
• Увеличение дозы потребляемого токсического вещества («раньше хватало полтюбика клея – теперь и целого мало»).
• Ежедневные длительные ингаляции, иногда по многу часов подряд, в течение которых подросток то вдыхает пары летучих веществ, то прерывает процесс, находясь в полузабытьи; при пробуждении снова возобновляет ингаляцию.
• Повторные вдыхания в течение дня.
• Злобная агрессия (вместо смущения и попыток убежать) в отношении тех, кто застал молодого человека за ингаляцией и пытается помешать ему.
• Прекращение попыток скрыть вдыхания паров от родителей, воспитателей и посторонних.
КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ. На начальном периоде употребления бывает достаточно изолировать молодого человека от компании, которая подталкивает его к одурманиванию. Но если зависимость – токсикомания – уже сформировалась, необходимо стационарное лечение.
Полезными будут и занятия с психологом: молодой человек нуждается в обучении новым способам поведения, ему необходима поддержка в поиске и выборе своего жизненного пути.
Но самым действенным будет нахождение новых интересов и видов деятельности, которые помогут юноше или девушке обрести статус в среде ровесников, получить положительные эмоции и удовлетворить потребность в самореализации.